logo search
ИМ(ЗАРУБ)Л (СР

Рыцарская (куртуазная) литература средневековья

Становление новых рыцарских идеалов - результат становления фео­дальных государств в Западной Европе. Сословная ограниченность и об­щечеловеческое содержание рыцарских идеалов, их исторически-прогрессивная роль. Куртуазная лирика Прованса. Теории происхождения провансальской лирики (обрядовая поэзия, религиозные жанры, арабско-андалузская поэзия и античная литература как основные истоки). Ее основные жанры и наиболее известные представители (Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн и др.). Проблема возникновения поэтической функции в языке на примере поэзии трубадуров и проблема перевода средневековой поэзии на современные языки. Роль формы, соотношение канона и «индивидуальности» в куртуазной лирике. «Ясный» и «темный» стили. Понятие о «куртуазном универсуме». Образ Прекрасной Дамы. Значение творчества трубадуров для зарождения европейской лирики на народных языках. Поэзия труверов на севере Франции и миннезингеров в Герма­нии. Творчество Вальтера фон дер Фогельвейде, соединение в его стихах куртуазного канона и особенностей немецкой народной лирики.

Становление рыцарского романа. Его соотношение с эпосом, сказкой и письменными нарративными жанрами (хрониками, лэ, ди и др.). Значение античного и византийского романа для формирования жанра. Основные циклы средневекового романа («античный», бретонский и восточно-византийский). Творчество Кретьена де Труа. Формирование в его произведениях классического канона средневекового рыцарского романа. Своеобразие структуры (двучастность), специфика конфликта. Система персонажей и их функции. Особенности хронотопа.

Проблема взаимодействия рыцарского, куртуазного и христианского идеалов и различное разрешение ее в романах кретьеновского типа, в романах о Тристане и Изольде и в романах о Святом Граале. «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. Своеобразие романов, основанных на преданиях и легендах о Тристане и Изольде. Основные версии романа на французском и немецком языках. Специфика проблематики, характер конфликта. Особенности системы персонажей и хронотопа в «Тристане и Изольде». Связь романа с кельтскими источниками. Влияние на него городской литературы. Лэ Марии Французской. Новеллистический характер их сюжета, отсутствие фантастики, лиризм.

Взаимодействие рыцарской и городской культуры в городской аллегорической поэме («Роман о Розе»), а также в фаблио. Восприятие рыцарства в повести Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».