logo search
ИМ(ЗАРУБ)Л (СР

Итальянская литература

Проторенессанс в Италии. Жизнь и творчество Данте. Их связь с политическими событиями эпохи. «Новая жизнь», ее соотношение с традициями трубадуров и школы нового сладостного стиля. Трансформация образа Прекрасной Дамы в образе Беатриче. Значение его для всего поэтического творчества Данте. Новая концепция языка в «Трактате о народном красноречии» и обусловленные ею особенности поэтики «Божественной комедии». Специфика жанра «Комедии», синтезирующей средневековые представления о Боге, вселенной, человеке, истории и другие знания. Средневековый символизм и аллегоризм поэмы. Ее композиция. Черты сознания переходной эпохи в «Божественной комедии». Роль авторского «я» в различных частях поэмы, наиболее важные ее персонажи. Данте - «последний поэт средневековья и первый поэт Нового време­ни». «Новая жизнь», поэзия и проза в этом произведении. «Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой культуры и первое произведение гуманистической культуры Возрождения. Роль Данте в формировании итальянского литературного языка. Условия и причины возникновения ренессансного движения в Италии. Периодизация итальянской литературы эпохи Возрождения.

Литература раннего Возрождения (Треченто).Социально-историческая обстановка в Италии в конце XIII – первой половине XIV в. Первые проявления ренессансной культуры и ее влияние на литературу.

Жизнь и творчество Ф. Петрарки. Петрарка – первый европейский гуманист. Его отношение к религии и схоластике. Рецепция и пропаганда римской поэзии и риторики; возвышение латинского языка как языка культуры; гуманистический критерий личности у Петрарки. Самооценка Петрарки и ее литературное выражение («Письмо к потомкам» и др.). Борьба «между Христом и Цицероном» («О презрении мира»). Гуманистический тезис о «подражании древним» и латинская поэзия Петрарки («Африка» и др.). Итальянская лирика Петрарки; ее средневековые и римские истоки. Поэтическое новаторство Петрарки в «Книге песен». Образ Лауры и художественные средства его создания. Образ «лирического героя» и характер лирической интроспекции в сонетах. Герой «между Мадонной и Лаурой» как основной мотив « Книги песен»; прием антитезы. «Петраркистский стиль» и его влияние на развитие европейской ренессансной поэзии.

Жизнь и творчество Дж. Боккаччо. Контаминация средневековой топики, античной мифологической образности и риторических приемов как принцип литературного мышления Боккаччо.

Раннее творчество Боккаччо. Общая характеристика. Мотив любви в произведениях «неаполитанского периода» («Амето», «Фьезоланские нимфы») и его гуманистический смысл; жанр пасторали в ранних произведениях Боккаччо и проблема ренессансной пасторальной идиллии. Автобиографизм и риторический психологизм в «Элегии мадонны Фьяметты». Зрелое творчество Боккаччо. Влияние Петрарки. Значение «Декамерона» для развития итальянской художественной прозы. Связь сборника со средневековыми и античными культурными традициями; его идейные, сюжетные и образные источники. Литературно-риторическая обработка традиционных повествовательных жанров как художественный принцип «Декамерона». Классификация новелл; расположение новелл в сборнике и их «диалогическое» взаимодействие. Идейный смысл «Декамерона». Ренессансная утопия и общество рассказчиков; функция обрамляющего повествования в сборнике. Влияние Боккаччо на развитие итальянской и европейской новеллистики.

Литература зрелого Возрождения (Кватроченто). Упрочение ренессансной идеологии в крупных итальянских городах XV в. Расширение интеллектуального кругозора гуманистов; освоение греческого культурного наследия. Возрастающая роль древних языков; возрождение античных литературных жанров и расцвет неолатинской поэзии.

Взаимодействие антикизирующей и средневековой тенденций в литературе XV в. Флоренция как крупнейший культурный центр Кватроченто. Опыты создания гуманистической поэзии на итальянском языке. Кружок Лоренцо Медичи.

Феррара как центр схождения куртуазных и гуманистических традиций. Возникновение ренессансной рыцарской поэмы. «Влюбленный Роланд» Боярдо. Происхождение сюжета и его литературная обработка; отношение автора к системе куртуазных ценностей; роль авантюрного и сказочно-фантастического элементов; композиционное строение поэмы и его функция; пародийно-игровой принцип. Развитие традиций Боярдо в «Неистовом Роланде» Ариосто; сюжет и композиция поэмы; серьезность и ирония; смешение стилей как повествовательный принцип Ариосто; роль фантастики; «образ автора» и авторская позиция в поэме.

Литература позднего Возрождения (Чинквеченто).Социальное развитие и культурная обстановка в Италии XVI в. Расширение сферы влияния гуманистической идеологии и оппозиция к ней. Соперничество неолатинской поэзии и поэзии на итальянском языке.

Возникновение маньеризма и его основные черты. Творчество Тассо. «Освобожденный Иерусалим» и развитие жанра ренессансно-рыцарской поэмы; черты сходства и различия с «Неистовым Роландом» Ариосто. Синтез античной топики, рыцарских ценностей и христианско-католических идеалов в поэме; «Освобожденный Иерусалим» как опыт создания религиозно-героического эпоса. Сюжет и композиция поэмы; роль «романических» элементов. Тассо и маньеризм.

Фарсовые и буффонно-площадные истоки народной комедии дель арте; влияние на нее гуманистической традиции; характерные типы и «маски»; сценарий и импровизация; литературная судьба и культурное влияние комедии дель арте.