Литература
Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984.
Бондаревская Е.В. Белоусова Т.В. Введение в педагогическую культуру. Ростов-н/Д., 1995.
Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства педагога. М., 1995.
4.2. Содержание теоретической готовности педагога
В содержании теоретической готовности педагога можно выделить три взаимосвязанных блока: общекультурный, психолого-педагогический и предметный.
Общекультурный блок составляет 25% учебного времени и призван обеспечить развитие культуросообразного мировоззрения учителя, создать условия для его жизненного и профессионального самоопределения, которое в своей основе имеет общую образованность учителя. Требования к общекультурной подготовке специалиста педагогического профиля включают гуманитарные (иностранный язык, отечественная история, философия, физическая культура, культурология, русский язык и культура речи), социально-экономические (экономика, социология, правоведение, политология) и естественнонаучные дисциплины (математика и информатика, концепции современного естествознания, технические и аудиовизуальные средства обучения).
Общекультурный блок предусматривает:
развитое мировоззрение учителя;
высокий уровень общей культуры;
знание языков;
эрудицию;
наличие гражданской позиции;
устойчивую систему ценностных ориентаций;
правовую культуру;
экономическую культуру.
Психолого-педагогический блок составляет 18% учебного времени и направлен на развитие педагогического самосознания учителя, его творческой индивидуальности, проявляющейся в способах анализа, проектирования, реализации и рефлексии педагогической деятельности. Психолого-педагогический блок включает дисциплины, предполагающие овладение основами педагогической и психологической культуры, различными технологиями общения, управления, саморегуляции. Их содержание направлено на формирование умений и навыков самостоятельного конструирования образовательных процессов через авторские школы, программы, дифференцированный и индивидуально-личностный подход к ученику.
Психолого-педагогический (общепрофессиональный) блок включает такие предметы, как:
1) психология (общая, экспериментальная, история психологии, возрастная и педагогическая психология);
педагогика (введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания, педагогика межнационального общения, история образования и педагогической мысли, социальная педагогика, коррекционная педагогика, педагогические технологии, управление образовательными системами, психолого-педагогический практикум);
основы специальной педагогики и психологии;
теория и методика обучения;
возрастная анатомия, физиология и гигиена;
основы медицинских знаний;
безопасность жизнедеятельности.
Предметный блок, составляющий 57% учебного времени, направлен на освоение логики развертывания содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития личности учащихся и общения с ними. Предметный блок предполагает изучение дисциплин, необходимых для глубокого, соответствующего современному уровню развития той или иной области знания и деятельности.
Предметный блок для специальности «Педагогика и методика начального обучения» включает изучение таких предметов, как русский язык, детская литература, введение в литературоведение, математика, естествознание, методика обучения русскому языку и литературе, методика преподавания математики, методика преподавания естествознания, методика преподавания труда с практикумом, методика преподавания изобразительного искусства с практикумом, теория и методика музыкального воспитания. Все компоненты теоретической подготовки взаимосвязаны и способствуют гармонизации педагогической деятельности.
Формой проявления теоретической готовности является теоретическая педагогическая деятельность, в свою очередь проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить. Это предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений.
Сформированность аналитических умений – один из критериев теоретической готовности. Через аналитические умения проявляется умение педагогически мыслить.
Выделяют следующие частные умения:
расчленять педагогические явления на элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы);
осмысливать каждую часть в связи с целым;
находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности;
правильно диагностировать педагогические явления;
находить основную педагогическую задачу и способы ее решения.
Теоретический анализ явлений предполагает:
вычисление факта, его обособление;
установление состава элементов факта;
раскрытие содержания и выделение роли каждого элемента структуры;
проникновение в процесс развития целостного явления;
определение места явления в образовательном процессе.
Под педагогическим явлением здесь понимается результат взаимодействия таких форм действительности, как событие, происшедшее в жизни ученика, действия педагога на основе анализа этого события и в соответствии с поставленной им задачей, действия учащихся и педагогический результат действий учителя.
Прогностические умения предполагают ориентацию на четко поставленный в сознании субъекта конечный результат – цель. Они опираются на знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.
В состав прогностических умений входят:
предвидение возможных отклонений, нежелательных явлений;
определение этапов педагогического процесса;
распределение времени;
планирование жизнедеятельности.
Прогностические умения объединяют в три группы.
Прогнозирование развития коллектива: динамики его структуры, развития системы взаимоотношений, изменений положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.
Прогнозирование развития личности: деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками.
Прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных, развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в обучении, результатов применений методов.
Проективные умения проявляются в материализации результатов педагогического прогнозирования в планах обучения и воспитания.
Проективные умения включают:
перевод цели в конкретные задачи;
учет внешних условий и интересов учащихся при определении целей и задач (свой опыт, материальная база);
определение доминирующих и подчиненных задач;
подбор видов деятельности, адекватных задачам;
планирование индивидуальной работы;
подбор содержания, форм, методов педагогического процесса;
планирование системы приемов стимулирования активности школьников;
планирование развития воспитательной среды и связей с общественностью.
Рефлексивные умения проявляются в контрольно-оценочной деятельности педагога, направленной на себя.
Рефлексивные умения включают анализ:
правильности постановки целей;
соответствия содержания деятельности воспитанников задачам учебного процесса;
эффективности применяемых методов;
соответствия применяемых организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала;
причин успехов и неудач, ошибок и затруднений;
содержания своей деятельности в ее целостности.
Важно учитывать то, что анализ результатов педагогической деятельности без тщательного анализа условий их получения не может считаться нормой, поэтому необходимо установить, в какой мере результаты являются следствием его деятельности.
Рефлексия – это не просто осознание педагогом особенностей собственной личности, но и выявление того, как другие знают и понимают его реакции и представления.
Теоретические знания и умения учителя являются стержневым компонентом его успешной профессиональной деятельности и залогом становления педагога-мастера.
- Глава 1
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 1.3. Специфика педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.4. Структура и функции педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.5. Профессиограмма педагога
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Глава 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.3. Основы самообразовательной работы учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.2. Мастерство педагогического общения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.4. Адаптация к педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Литература