Французская литература
Периодизация историко-литературного процесса во Франции в эпоху Возрождения.
Влияние итальянского Ренессанса на французскую культуру; французские гуманисты первой половины XVI в. Отношение королевской власти к гуманизму. Развитие светского образования. Гуманизм и католическая церковь. Возникновение и упрочение реформационного движения во Франции. Учение Кальвина. Отношение Реформации к гуманизму, влияние на литературу.
Развитие поэзии в первой половине XVI в. Средневековая традиция в творчестве Клеемана Маро; жанровый состав его лирики: влияние на Маро гуманистической духовной атмосферы и протестантской идеологии. Христианский гуманистический неоплатонизм в поэзии Маргариты Наваррской. Соединение куртуазной традиции, петраркизма и неоплатонизма в творчестве представителей лионской школы. Неолатинская поэзия во Франции.
Развитие жанра новеллы; ее связь со средневековой повествовательной традицией и с итальянской ренессансной новеллистикой. Возникновение новеллистических сборников. Историко-литературное значение «Гептамерона» Маргариты Наваррской; сходства и различия с «Декамероном»: особенности новелл, их расположение в сборнике; функция рассказчиков и их диалогов. Моралистическая направленность «Гептамерона».
Жизнь и творчество Рабле. Жанровые источники и литературный генезис романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Сюжет и композиция романа. Тематика 1-ой и 2-ой книг, образы королей; схоластическое образование и гуманистическая педагогика; тема гуманистической утопии и Телемское аббатство. 3-я книга; Панург как пикарескный персонаж; проблема свободного выбора; развенчание общепринятых верований и представлений. 4-я и 5-я книги, критическая панорама социальных институтов и мировоззрений эпохи. Культурное многоголосие и энциклопедизм в «Гаргантюа и Пантагрюэле». Смеховая стихия в романе и ее связь с народной комикой. Пародирование культурных ценностей современности как конструктивный принцип Рабле; ирония, сарказм, гротеск, гипербола, смещение пропорций; языковая игра в романе. Антидогматизм и жизнеутверждение как этическая установка Рабле. Место романа в литературной жизни эпохи.
Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI в. Плеяда. Теоретическая программа в «Защите и прославлении французского языка» Дю Белле (соревнование с древними, развитие литературы на национальном языке, жанровая реформа, назначение поэзии и призвание поэта). Творчество Ронсара. Обращение Ронсара к греко-римскому культурному и поэтическому наследию. Разработка высокого лирического канона: тематика и мифологическая топика в «Одах» и «Гимнах». Петраркистско- неоплатоническая лирика Ронсара («Любовь к Кассандре»). Попытка создания национальной эпопеи («Франсиада»). Разработка буколико-идиллического («Любовь к Марии») и гривуазного («Книжка шалостей») канонов. Классицизм и маньеризм в петраркистских «Сонетах к Елене». Творчество Дю Белле. Традиции петраркистского сонета и сборник «Олива». Тематика «Древностей Рима». Античная ситуативная схема («Скорбные элегии» Овидия) и индивидуальность лирического переживания в сборнике «Сожаления». Историческое значение Плеяды.
Поздний Ренессанс и «Опыты» Монтеня. Познание человека как цель Монтеня; изменчивость и многозначность человеческой природы; множественность философско- этических суждений о ней; критический анализ античных и современных мнений о человеке. Композиция «Опытов»; роль интроспекции и психологизма. Монтень о человеческом разуме; характер скептицизма Монтеня; его этическая программа. Влияние Монтеня на моралистическую литературу XVII–XVIII вв.
- Министерство образования и науки российской федерации
- I. Праммно-планирующий блок
- 1.2. Требования к начальной подготовке
- 1.3. Цель и задачи дисциплины «История мировой (зарубежной) литературы»
- 1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 1.6. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2. Тематический план Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Содержание тематических разделов дисциплины
- 3.2. Тематика практических занятий
- 4. Тематика самостоятельных, контрольных и курсовых работ и рефератов
- 4. 1. Тематика контрольных работ
- 5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля
- 5.1. Итоговый контроль Перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию (экзамен)
- 6. Критерии оценки знаний Структура и формы оценки знаний
- Критерии оценивания результатов промежуточной работы на п/з
- 6 Баллов – оценка «5»;
- 3 Балла - оценка «3»;
- 2 Балла – оценка «2».
- Критерии оценивания устных ответов на зачете и экзамене
- 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- 7.1. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 8. Список основной и дополнительной литературы
- 8.1. Список художественных текстов для обязательного прочтения Средние века
- Эпоха Возрождения
- 8.2. Основная
- 8.2. Дополнительная
- Электронные ресурсы
- III. Учебно-методический блок умк
- Клерикальная (письменная) литература на латинском языке
- Народное поэтическое творчество раннего средневековья
- Героический эпос зрелого средневековья
- Рыцарская (куртуазная) литература средневековья
- Городская (бюргерская) литература средневековья
- Эпоха возрождения
- Итальянская литература
- Немецкая литература
- Французская литература
- Испанская литература
- Английская литература
- 1.2. Вопросы для самоконтроля
- 2. Практикум
- 2.1. Вопросы к практическим занятиям
- 2.2. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины
- 3.1. Методические рекомендации для преподавателей
- 3.2. Методические рекомендации студентам по общей организации работы
- 1 Этап. Самостоятельная работа с художественными текстами
- 2 Этап. Самостоятельная работа с учебной и научной литературой.
- 4. Глоссарий
- III. Диагностико-контролирующий блок
- 3.1. Комплекс тестовых заданий
- IV. Блок наглядно-дидактического материала