Вопросы и задания для самоконтроля
Назовите компоненты процесса самовоспитания.
Перечислите положения структуры профессионального самопознания.
Перечислите средства самовоспитания.
Определите понятие «аутотренинг».
Творческое задание
Составьте макро и микропланы самовоспитания.
Литература
Донцов И.А. Самовоспитание личности. М., 1984.
Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.
Князева М. Ключ к самосозиданию. М., 1990.
Глава 6
Педагогическое мастерство как вершина профессионального становления педагога
6.1. Понятие и сущность педагогического мастерства
Мастерство учителя – это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса.
Содержание элементов профессионального педагогического характера педагога-мастера состоит из четырёх составляющих:
1. Профессионально-педагогические знания:
а) восприятие, понимание, запоминание;
б) использование знаний в типовой ситуации;
в) применение знаний в новой ситуации.
2. Опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности:
а) эмпирическое осуществление профессионально-педагогической деятельности;
б) осуществление способов профессионально-педагогической деятельности по образцу;
в) применение способов профессионально-педагогической деятельности в новой ситуации.
3. Опыт творческой педагогической деятельности:
а) выработка умения выявлять и формулировать проблемы;
б) частично-поисковая педагогическая деятельность;
в) поисковая исследовательская деятельность.
4. Опыт проявления личностных качеств и профессионально-педагогической направленности:
а) формирование внутренней модели поведения (ВМП) в соответствии с общепринятыми нормами морали и педагогической этики;
б) профессионально-педагогическое поведение на основе ВМП;
в) творческое отношение к педагогической деятельности, сформированность педагогического кредо.
Большинство перечисленных элементов осваивается педагогами в процессе самостоятельной педагогической деятельности.
Учёные выделяют совокупность трёх аспектов личности педагога, которые составляют основу ВМП педагога-мастера:
а) гражданственная и профессиональная направленность;
б) личностные качества педагога;
в) педагогические способности.
Особенно важной является индивидуальность личности. Она придаёт мастерству то своеобразие, которое становится «изюминкой» педагога-мастера.
Учителей и педагогов можно готовить в массовом порядке, а педагог-мастер формируется индивидуально, единично.
В мастерстве педагога выделяют четыре самостоятельных элемента:
мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности;
мастерство убеждения;
мастерство передачи знаний и формирование опыта деятельности;
мастерство владения педагогической техникой.
Высшая ступень профессионального мастерства характеризуется обогащением деятельности педагога-мастера новыми формами, методами, средствами, существенно повышающими эффективность педагогического процесса. Это педагогическое новаторство, которое отличается новизной, оригинальностью подходов.
Наиболее яркие представители педагогов-новаторов: Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, И.П.Иванов, Е.И.Ильин, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов, В.И.Караковский.
В профессиональном становлении педагога-мастера можно выделить две составляющие: становление личностное и становление статусное.
Формирование профессионального мастерства в личностном плане происходит по трём направлениям:
1) изменение всей системы деятельности, её функций и иерархического строения: в ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступенькам профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности – формируется личностный стиль деятельности;
2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике речи, эмоциональности, формах общения), так и в формировании элементов профессионального самосознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения;
3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (это проявляется: в коллективной сфере – в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости; в эмоциональной сфере – в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворённости от этого несмотря на трудности; в практической сфере – в осознании своих реальных возможностей воздействия на объект).
В результате установка субъекта воздействовать на объект заменяется потребностью во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры.
Становление мастерства педагога зависит от ряда факторов:
личностные особенности и желание развиваться;
активность личности как осознанный и управляемый процесс;
свободное волеизъявление человека, самодеятельность личности, её способность ставить цель, предвидеть результаты деятельности и регулировать её интенсивность;
участие в профессиональной деятельности;
адекватная самооценка педагога;
наличие благоприятной профессионально-педагогической среды.
Существуют и негативные факторы, осложняющие процесс становления педагога мастера. Р.А.Ахмеров выделил некоторые из них.
1. Кризис нереализованности. Человек начинает думать, что «жизнь не удалась». Он не видит свои достижения и успехи или недооценивает их и в своём прошлом не усматривает существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и будущего.
2. Кризис опустошенности. Возникает, когда в жизни слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. Человек чувствует, что «выдохся» и не способен осуществить задуманное.
3. Кризис бесперспективности. Возникает, когда в сознании слабо представлены планы, мечты о будущем. Человек, обладая активностью, не видит для себя путей самоопределения, самопознания, самосовершенствования.
В некоторых случаях кризисы могут сочетаться. Педагог-мастер подготовлен к ним, знает об их существовании, умеет с ними справляться.
Существует ряд факторов, влияющих на внешний рост профессионального мастерства педагога:
1) потребность общества в педагогах-мастерах;
2) внешние ресурсы: возможность протекции, материальное положение, расположение образовательного учреждения по отношению к месту жительства, ограничения в выборе учебного заведения.
Путь профессионала можно разбить на ряд этапов, каждому из которых присущ определённый статус профессионала (по Е.А.Климову):
Оптант – человек на этапе выбора профессии.
Адепт – человек, осваивающий профессию в вузе, училище и т.п.
Адаптант – молодой специалист, осваивающий тонкости работы, вырабатывающий профессиональные навыки (первые 3-5 лет работы).
Интернал – опытный работник, который может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на трудовом посту.
Мастер – работник, который выделяется какими-либо специальными качествами и умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области. Он обрёл свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником.
Авторитет – мастер своего дела, широко известный в своём кругу и за его пределами. Профессионально-производственные задачи он решает успешно за счёт большого опыта, умеет организовать работу, окружить себя помощниками.
Наставник – авторитетный мастер своего дела, имеющий единомышленников, последователей, учеников. Он передаёт опыт молодым, следит за их ростом.
У каждого путь к мастерству занимает разный отрезок времени, но наиболее быстро его достигают молодые специалисты, имеющие весомый багаж теоретических и практических знаний.
- Глава 1
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 1.3. Специфика педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.4. Структура и функции педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.5. Профессиограмма педагога
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Глава 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.3. Основы самообразовательной работы учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.2. Мастерство педагогического общения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.4. Адаптация к педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Литература