logo search
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Назовите компоненты процесса самовоспитания.

  2. Перечислите положения структуры профессионального самопознания.

  3. Перечислите средства самовоспитания.

  4. Определите понятие «аутотренинг».

Творческое задание

Составьте макро и микропланы самовоспитания.

Литература

Донцов И.А. Самовоспитание личности. М., 1984.

Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.

Князева М. Ключ к самосозиданию. М., 1990.

Глава 6

Педагогическое мастерство как вершина профессионального становления педагога

6.1. Понятие и сущность педагогического мастерства

Мастерство учителя – это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса.

Содержание элементов профессионального педагогического характера педагога-мастера состоит из четырёх составляющих:

1. Профессионально-педагогические знания:

а) восприятие, понимание, запоминание;

б) использование знаний в типовой ситуации;

в) применение знаний в новой ситуации.

2. Опыт осуществления профессионально-педагоги­ческой деятельности:

а) эмпирическое осуществление профессионально-педагогической деятельности;

б) осуществление способов профессионально-педаго­гической деятельности по образцу;

в) применение способов профессионально-педагоги­ческой деятельности в новой ситуации.

3. Опыт творческой педагогической деятельности:

а) выработка умения выявлять и формулировать проблемы;

б) частично-поисковая педагогическая деятельность;

в) поисковая исследовательская деятельность.

4. Опыт проявления личностных качеств и профессионально-педагогической направленности:

а) формирование внутренней модели поведения (ВМП) в соответствии с общепринятыми нормами морали и педагогической этики;

б) профессионально-педагогическое поведение на основе ВМП;

в) творческое отношение к педагогической деятельности, сформированность педагогического кредо.

Большинство перечисленных элементов осваивается педагогами в процессе самостоятельной педагогической деятельности.

Учёные выделяют совокупность трёх аспектов личности педагога, которые составляют основу ВМП педагога-мастера:

а) гражданственная и профессиональная направленность;

б) личностные качества педагога;

в) педагогические способности.

Особенно важной является индивидуальность личности. Она придаёт мастерству то своеобразие, которое становится «изюминкой» педагога-мастера.

Учителей и педагогов можно готовить в массовом порядке, а педагог-мастер формируется индивидуально, единично.

В мастерстве педагога выделяют четыре самостоятельных элемента:

Высшая ступень профессионального мастерства характеризуется обогащением деятельности педагога-мастера новыми формами, методами, средствами, существенно повышающими эффективность педагогического процесса. Это педагогическое новаторство, которое отличается новизной, оригинальностью подходов.

Наиболее яркие представители педагогов-новаторов: Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, И.П.Иванов, Е.И.Ильин, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов, В.И.Караковский.

В профессиональном становлении педагога-мастера можно выделить две составляющие: становление личностное и становление статусное.

Формирование профессионального мастерства в личностном плане происходит по трём направлениям:

1) изменение всей системы деятельности, её функций и иерархического строения: в ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступенькам профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности – формируется личностный стиль деятельности;

2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике речи, эмоциональности, формах общения), так и в формировании элементов профессионального самосознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения;

3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (это проявляется: в коллективной сфере – в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости; в эмоциональной сфере – в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворённости от этого несмотря на трудности; в практической сфере – в осознании своих реальных возможностей воздействия на объект).

В результате установка субъекта воздействовать на объект заменяется потребностью во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры.

Становление мастерства педагога зависит от ряда факторов:

  1. личностные особенности и желание развиваться;

  2. активность личности как осознанный и управляемый процесс;

  3. свободное волеизъявление человека, самодеятельность личности, её способность ставить цель, предвидеть результаты деятельности и регулировать её интенсивность;

  4. участие в профессиональной деятельности;

  5. адекватная самооценка педагога;

  6. наличие благоприятной профессионально-педагогической среды.

Существуют и негативные факторы, осложняющие процесс становления педагога мастера. Р.А.Ахмеров выделил некоторые из них.

1. Кризис нереализованности. Человек начинает думать, что «жизнь не удалась». Он не видит свои достижения и успехи или недооценивает их и в своём прошлом не усматривает существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и будущего.

2. Кризис опустошенности. Возникает, когда в жизни слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. Человек чувствует, что «выдохся» и не способен осуществить задуманное.

3. Кризис бесперспективности. Возникает, когда в сознании слабо представлены планы, мечты о будущем. Человек, обладая активностью, не видит для себя путей самоопределения, самопознания, самосовершенствования.

В некоторых случаях кризисы могут сочетаться. Педагог-мастер подготовлен к ним, знает об их существовании, умеет с ними справляться.

Существует ряд факторов, влияющих на внешний рост профессионального мастерства педагога:

1) потребность общества в педагогах-мастерах;

2) внешние ресурсы: возможность протекции, материальное положение, расположение образовательного учреждения по отношению к месту жительства, ограничения в выборе учебного заведения.

Путь профессионала можно разбить на ряд этапов, каждому из которых присущ определённый статус профессионала (по Е.А.Климову):

Оптант – человек на этапе выбора профессии.

Адепт – человек, осваивающий профессию в вузе, училище и т.п.

Адаптант – молодой специалист, осваивающий тонкости работы, вырабатывающий профессиональные навыки (первые 3-5 лет работы).

Интернал – опытный работник, который может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на трудовом посту.

Мастер – работник, который выделяется какими-либо специальными качествами и умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области. Он обрёл свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником.

Авторитет – мастер своего дела, широко известный в своём кругу и за его пределами. Профессионально-производственные задачи он решает успешно за счёт большого опыта, умеет организовать работу, окружить себя помощниками.

Наставник – авторитетный мастер своего дела, имеющий единомышленников, последователей, учеников. Он передаёт опыт молодым, следит за их ростом.

У каждого путь к мастерству занимает разный отрезок времени, но наиболее быстро его достигают молодые специалисты, имеющие весомый багаж теоретических и практических знаний.