logo search
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

Литература

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000.

Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. №125-Ф 3.

Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. проф. В.И.Шкатулла. М., 1998.

Педагогическое образование России: Сборник нормативных документов. М.: МОРФ, 1996.

2.3. Права и обязанности участников педагогического процесса

Одним из факторов, влияющих на соблюдение общепринятых принципов и норм в сфере образования является защита прав и свобод участников педагогического процесса. С учетом этого учитель является не только носителем, но и транслятором позитивного социального опыта. Он обязан выступать гарантом обеспечения прав обучающихся. Знание учителем законодательной базы современного российского образования является одним из наиболее приоритетных требований к уровню его профессиональной компетентности.

Законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» и принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Закон РФ «Об образовании» устанавливает общие принципы и правила, регулирующие все виды правоотношений в области образования, возникающие между работниками сферы управления образованием, педагогическими работниками, обучающимися, их родителями.

В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли отражение нормы международного права, в частности, «Пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Конвенция ООН о правах ребенка», «Декларация ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами», «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» и др.

В стране действует Федеральная программа развития образования, о ходе реализации которой Правительство России обязано ежегодно представлять доклад палатам Федерального Собрания и публиковать его в официальном печатном органе.

Принципы построения и деятельности системы образования вытекают из права каждого на образование как одного из основных прав человека, провозглашенных в международных правовых актах и Конституции.

Образовательные учреждения, согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 49) производят возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием, на основании решения суда по иску государственного органа управления образованием и в соответствии с рекламацией государственной аттестационной службы.

Правам и социальной защите обучающихся посвящена ст. 50 Закона РФ «Об образовании», целью которой является законодательное закрепление основных прав и мер социальной защиты данной категории граждан. В числе общих прав в сфере образования данная статья, прежде всего, подтверждает такие конституционные права и свободы граждан как: право на уважение человеческого достоинства, на свободы совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений, на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом. Большое внимание в статье уделено перечислению собственно образовательных прав, которыми обладают учащиеся всех образовательных учреждений, независимо от их типа и вида, уровня и направленности.

В п. 2.4 закреплены общие для всех граждан права на выбор образовательного учреждения и формы получения образования, на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением.

Исключительную важность для характеристики общих прав граждан имеет п. 7 данной статьи, в которой раскрывается содержание права на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Права работников образовательных учреждений и их социальные гарантии и льготы раскрываются в ст. 55 РФ «Об образовании».

В рекомендациях специальной межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросу о статусе учителей от 05.10.66. признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного общества. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена общественным уважением (Рекомендации о положении учителей. 05.10.66).

В Конституции Российской Федерации преподавание отнесено к сфере творческой деятельности (ст. 44). Как творческая деятельность оно разрешается по совместительству с выборными должностями в представительных органах власти, судах и на государственной службе.

Работники образовательных учреждений имеют право:

  1. на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности или в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством (Закон РФ «Об образовании», ст. 48);

  2. на создание учебных заведений, отвечающих педагогическим нормам, установленным или одобренным государством, и руководство этими учебными заведениями (Рекомендации о положении учителей, ст. 10);

  3. на возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в образовательные учреждения другого типа, а также на продвижение на новую должность (Рекомендации о положении учителей, ст. 53);

  4. на бесплатное повышение квалификации и совершенствование профессиональных знаний (Рекомендации о положении учителей, ст. 52);

  5. на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя (Рекомендации о положении учителей, ст. 61);

  6. на защиту профессиональной чести и достоинства (Рекомендации о положении учителей);

  7. на создание по своему выбору общественных организаций (профсоюзов) и вступление в них на единых условиях подчинения уставам этих организаций (Конституция РФ, ст. 30, 18, 2);

  8. на участие в забастовках (Конституция РФ, ст. 37, 15);

  9. на сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю (Закон РФ «Об образовании»);

  10. на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем или Уставом образовательного учреждения (Закон РФ « Об образовании», ст. 55);

  11. на заключение трудового договора (контракта), в котором оговариваются вопросы учебной нагрузки, оплаты труда и другие условия (Закон РФ «Об образовании», ст. 55);

  12. на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями (Закон РФ «Об образовании», ст. 18);

  13. на участие в управлении образовательным учреждением (Закон «Об образовании», ст. 55);

  14. на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учеников (Закон РФ «Об образовании», ст. 55);

Право на свободу преподавания закреплено в Конституции РФ, ст. 44.

Обязанности работников образовательных учреждений:

  1. стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы;

  2. проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки плана образовательного учреждения;

  3. уважать личность ребенка, его права на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения их человеческого достоинства методами, исключающими физическое насилие по отношению к ученикам;

  4. проходить периодические бесплатные медицинские обследования;

  5. принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися (Закон РФ «Об образовании», ст. 15; Рекомендации о положении учителей, ст. 70-74).

Более подробно права и обязанности учителей в образовательном процессе регулируются Уставом образовательного учреждения.

За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.

Основания прекращения трудового договора предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации без согласия профсоюзов до истечения срока действия трудового договора являются:

  1. повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

  2. применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ученика;

  3. появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим работником или за жестокое обращение с несовершеннолетним установлена уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Общество, доверив учителю важнейшее дело обучения и воспитания детей, наделило его широким спектром прав и обязанностей, влекущих за собой ответственность за их соблюдение. Требования педагогической профессии предполагают наличие у учителя ответственности как одного из важнейших профессионально значимых качеств. Это подразумевает высокий уровень развития умения принимать решения, наличие чувства долга, умение предвидеть последствия своих действий и готовность отвечать за них. Осознание личной ответственности за процесс и результат собственной профессиональной деятельности необходимо будущему педагогу уже на первых этапах своего профессионального становления. Оно создает предпосылки для профессионального саморазвития, для добросовестного, активного овладения знаниями, умениями и навыками.