logo search
ИМ(ЗАРУБ)Л (СР

I. Праммно-планирующий блок

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩЕГО БЛОКА

(Рабочей программы учебной дисциплины)

1. Пояснительная записка

2. Тематический план

3. Содержание дисциплины

4. Тематика самостоятельных и контрольных работ

5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля

6. Критерии оценки знаний

7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

8. Список основной и дополнительной литературы

4

9

10

16

18

20

22

27

Содержание других блоков

II. Учебно-методический блок УМК

1. Теоретическая часть

2. Практикум

3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины

4. Глоссарий

III. Диагностико-контролирующий блок

1. Комплекс тестовых заданий

IV. Блок наглядно-дидактического материала

32

32

43

49

51

56

56

59

1. Пояснительная записка

1.1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История мировой (зарубежной) литературы» (литература Средних веков и эпохи Возрождения) включена в базовую часть профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению 032700.62 «Филология» Профиль подготовки: «Зарубежная филология (английский язык и литература)». Статус дисциплины – федеральный компонент; профессиональная.

Программа составлена с учетом типовой программы дисциплины «История зарубежной литературы», утвержденной научно-методическим Советом по группе филологических специальностей (Изд-во МГУ, 2001).

В настоящую программу включены все разделы указанной выше типо­вой программы, за исключением раздела о творчестве Лопе де Вега, кото­рое рассматривается в следующем курсе: история зарубежной литературы XVII века. Этот перенос связан с тем, что, во-первых, литературная дея­тельность Лопе де Вега приходится на XVII век и, во-вторых, в связи с перегруженно­стью курса истории зарубежной литературы средних веков и эпохи Возро­ждения.

Курс «История мировой (зарубежной) литературы» является базовым для профессиональной подготовки специалиста филолога. Литература Средних веков и эпохи Возрождения – второй этап изучения студентами курса «История мировой (зарубежной) литературы», завершающийся на IV курсе заключительным освоением курса мировой (зарубежной) литературы XX-XXI вв. Вторая часть общего курса зарубежной литературы именуется литера­турой средних веков и эпохи Возрождения. В отличие от курса античной литературы, который прослеживает развитие словесной культуры только двух государств (Греции и Рима), история средневековой и возрожденче­ской литературы представляет словесность всей Западной Европы от кру­шения Римской империи (476 г.) до начала XVII в.

Курс указанной литературы составлен с учетом требований, предъяв­ляемых к студентам: знать необходимый минимум текстов, представлять характер времени, в которое они создавались, уметь их анализировать. При этом особенно важно уяснить основные тенденции, закономерности и своеобразие развития литературы в тот или иной даже небольшой период (естественно, в рамках средневековья и Возрождения) в отдельной запад­ноевропейской стране.

Исходя из того, что изучаемый курс литературы состоит из двух частей - литературы средневековья и Возрождения, необходимо учитывать, что литература каждого из этих периодов имеет свои специфические особенно­сти, знание которых очень важно для понимания характера отдельных ли­тературных явлений.

Наряду с осознанием сущности основных закономерностей европейско­го литературного процесса важным также является понимание националь­ного своеобразия развития литературы в различных странах Западной Ев­ропы.

Овладение курсом ИМ(З)Л обеспечивает фундаментальный базис студента- филолога в следующих общеэстетических и профессиональных компетенциях:

1. Формирование онтолого-этического и гностико-аксиологического восприятия художественной и реальной действительности.

2. Понимание значения литературного творчества и конкретных произведений в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи и человечества в целом, поскольку «единственным признаком благородства скоро станет знание литературы» (Августин Аврелий).

3. Овладение основными методами лингво-литературоведческого анализа.

4. Подготовка преподавания литературы и языка в школе или последующая профессиональная деятельность в сфере гуманитарных знаний.

Курс «История мировой (зарубежной) литературы» освещен в учебнике под редакцией В.М. Жирмунского. Большинство худо­жественных текстов собрано в хрестоматиях.