logo search
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

Литература

Искусство и педагогика: Хрестоматия / Сост. М.А.Верб. СПб., 1995.

Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.

Учитель в эпоху перемен. СПб.: Потсдам, 1999.

3.4. Профессионально значимые качества личности педагога

Важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности, являются личностные качества учителя. Специфика педагогического труда предъявляет к учителю ряд требований, которые в педагогической науке определяются как профессионально значимые личностные качества.

Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога, предпринимаются попытки выделить наиболее существенные и значимые с точки зрения эффективности педагогической деятельности.

Л.М.Митиной были выделены и собраны в группы 55 личностных свойств, которые и составили значимые качества педагога. Учитель должен не просто знать эти качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и искоренения отрицательных.

Профессионально-значимые качества личности учителя как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

Правомерным является выделение доминантных, периферийных, негативных и профессионально недопустимых качеств (Табл. 3.4.1).

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Периферийные качества решающего значения не имеют, но способствуют успешности профессиональной деятельности.

Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя.

Таблица 3.4.1. Качества личности учителя

Профессиональные значимые качества учителя

Негативные качества учителя

Профессионально-недопустимые качества

Доминантные

Периферийные

- социальная активность,

интерес к общественным проблемам;

- целеустремленность;

- уравновешенность;

- желание работать с детьми;

- быстрота реакции в экстремальной ситуации;

- обаяние;

- честность;

- справедливость;

- ответственность;

- современность;

- творческий подход к делу;

- гуманность;

- эрудиция;

- тактичность;

- толерантность;

- оптимизм;

- компетентность

- доброжелательность;

- приветливость;

- чувство юмора;

- артистичность;

- мудрость;

- внешняя привлекательность

- пристрастность;

- неуравновешенность;

- высокомерие;

- мстительность;

- рассеянность

- наличие вредных привычек, признанных социально-опасными (алкоголизм, наркомания);

- нравственная нечистоплотность;

- рукоприкладство;

- грубость;

- беспринципность;

- некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания;

- безответственность

В качестве вариантов классификации профессионально-значимых личностных качеств преподавателя приведем авторскую разработку Т.П.Ивановой, В.С.Николаевой, В.П.Симонова, которая содержит три уровня качеств: оптимальные, допустимые, критические (Табл. 3.4.2).

Таблица 3.4.2. Классификация качеств личности учителя

Индивидуально-психологические черты

Оптимальные

Допустимые

Критические

Сильный, уравновешенный тип нервной системы;

тенденция к лидерству;

уверенность в себе;

требовательность;

эмпатийность и добросердечие;

гипертимность;

креативность

Сильный неуравновешенный тип нервной системы;

властность;

самоуверенность;

непримиримость;

недостаточная самостоятельность;

педантичность;

принятие творческих решений в резких случаях

Слабый инертный тип нервной системы;

деспотизм;

самовлюбленность;

жестокость;

чрезмерный конформизм;

возбудимость;

экзальтированность;

действия по шаблону;

Коммуникативные качества учителя

Демократический стиль общения

Незначительные конфликты по принципиальным вопросам

Нормальная самооценка

Стремление к сотрудничеству с коллегами

Уровень изоляции в коллективе равен нулю

Авторитарный стиль общения

Отсутствие конфликтов

Заниженная самооценка

Стремление к соперничеству с коллегами

Уровень изоляции в коллективе в пределах 10%

Либеральный стиль общения

Постоянные конфликты

Завышенная самооценка

Приспособления и компромиссы

Уровень изоляции в коллективе более 10 %

Профессиональные черты личности

Широкая эрудиция и свободное изложение материала

Учет психологических возможностей учащихся

Темп речи 120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность

Элегантный внешний вид, выразительная мимика и пантомимика

Обращение к учащимся по имени

Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость

Перспективная и конкретная целеустремленность

Организованность

Знание только своего предмета

Знание возрастной и педагогической психологии

Темп речи ниже 120 слов в минуту

Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов

Обращение к учащимся по фамилии

Чуть замедленная реакция и находчивость

Постановка конкретных целей, невнимание к перспективным

Организованность, которая иногда сменяется халатностью

Работа только по конспекту

Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии

Темп речи выше 150 слов в минуту, дефекты речи, неразборчивость речи

Неряшливый вид, чрезмерная жестикуляция, неадекватная мимика

Постоянное безадресное обращение к учащимся

Отсутствие находчивости и умения адекватно реагировать на ситуацию

Отсутствие четких целей и ориентиров

Отсутствие организованности

Особая комбинация личностных качеств образует педагогические способности. Способности являются субъективными условиями успешного осуществления педагогической деятельности.

Выделяют следующие педагогические способности: дидактические (способности к обучению и способности к воспитанию), конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные, организаторские. Знание профессионально-значимых качеств и способностей, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.