Литература
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.
Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: теоретическая концепция исследования социально активной личности учителя. М., 1987.
Филиппова В.Г. Культура и мировоззрение учителя // Педагогика. 1992. № 3, 4.
3.3. Акмеологические инварианты педагогической профессии
Акмеологические инварианты – это компоненты структуры профессионализма, которые обусловливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность труда независимо от действия внешних условий и факторов.
В числе общих и специфических акмеологических инвариантов можно выделить: постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию.
С другой стороны, есть группа качеств, которые определяют продвижение педагога к собственным вершинам именно в педагогической деятельности. Здесь оказывают влияние такие самостоятельные акмеологические инварианты, как потребность в поддержании устойчивой деятельностной направленности, высокие компенсаторские возможности и психическая восстанавливаемость педагога, способность к многоуровневой рефлексии, умение осуществлять профессиональную деятельность в зоне «комфортного психического состояния», высокий уровень мобильной саморегуляции и управление функциональным состоянием.
Видение педагогом стратегии достижения вершин профессионализма и следование логике продвижения к ним предусматривает прохождение ряда этапов, каждый из которых предполагает продолжение очередного рубежа профессиональной компетентности.
Эти рубежи характеризуются такими уровнями профессионализма, как:
– способность успешно выполнять профессиональную деятельность;
– подготовленность к стабильному продуктивному труду;
– профессиональное мастерство в реализации функций и обязанностей;
– творческое овладение исследовательско-инновационным стилем профессиональной деятельности.
Отмеченные уровни являются эталонами для оценивания и позволяют отслеживать эволюцию профессионального роста, выявлять её тенденции и придавать профессиональной деятельности оптимальный характер в соответствии с её предназначением и собственной стратегией достижения.
Для достижения вершин профессионального мастерства педагогу целесообразно работать в следующих направлениях:
– акмеологическое моделирование труда (анализ целей и задач, разработка модели эффективного труда, анализ педагогических технологий, выявление их продуктивности, анализ имиджа, менталитета и стиля труда);
– рефлексия (самодиагностика достижения уровней профессионального мастерства, развития профессиональных качеств, выявление противопоказаний к педагогической деятельности);
– саморегуляция (изучение условий и факторов труда, их влияния на развитие профессионализма, состояния педагога, развитие творческого потенциала, обеспечение продуктивности учебно-воспитательного процесса, восстановление психологического ресурса педагога);
– повышение квалификации (постановка целей повышения квалификации, составление плана и выбор направления саморазвития).
- Глава 1
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 1.3. Специфика педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.4. Структура и функции педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.5. Профессиограмма педагога
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Глава 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.3. Основы самообразовательной работы учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.2. Мастерство педагогического общения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.4. Адаптация к педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Литература