logo search
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

1.3. Специфика педагогической деятельности

Особый вид профессиональной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению социальных работ в обществе называется, педагогической деятельностью.

Корни педагогической деятельности уходят в глубокую древность. Потребность человека в таком виде деятельности была обусловлена необходимостью сохранить род. Передача взрослыми ребенку необходимых знаний об окружающем мире, обучение необходимым для дальнейшей жизни умениям явилось прообразом педагогической деятельности, ставшей впоследствии делом специально подготовленных людей. В примитивном обществе не было человека, который учил и воспитывал. Педагогическая деятельность носила коллективный, обезличенный характер.

В то же время возникла потребность в специализированном обучении и воспитании. Появились люди, которые знали дело лучше других – мастера, владеющие секретами, тайнами, основами дела. Возник феномен учительства, т.е. особые отношения, благодаря которым опыт, знания, мудрость учителя переходят к ученику.

Чем больше человек познавал окружающий мир, тем больше появлялось мастеров-учителей, способных передавать свои знания и опыт ученикам.

Становление педагогической деятельности как профессиональной, требующей владения специальными знаниями и умениями связано с возникновением письменности. На смену устному преданию, а также наблюдениям за действиями мастера приходит письменная форма закрепления знаний. Выделилась специальная сословно-кастовая группа людей, владеющая письменностью и умеющая передавать ученикам это универсальное средство сохранения культурных ценностей. Появились люди умственного труда, жизненным призванием которых стала педагогическая деятельность.

Отделение обучения от других видов деятельности связано с возникновением места, где учат и учатся – школы.

В античной Греции (VI-IVвв. до н.э.) образованность считалась достоинством свободного гражданина. До поступления в школу за детьми присматривал специальный раб – педагог (буквально – поводырь). Отсюда и буквальное значение слова педагогика – детовождение. В слове «педагог» есть прямое значение, связанное со специальным делом – вести, сопровождать ребенка, и специальное значение, связанное с выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитан.

История появления понятия моложе, чем история явления им обозначаемого, смысл которого заложен во взаимоотношениях человеческих поколений, в развивающемся отношении людей к знаниям и опыту как величайшей ценности, которую надо сберечь и передать другим.

Помимо секретов грамотности учителя передают ученикам и отношение к познанию либо как к тяжкому, безрадостному труду, сопровождаемому страхом и ужасом перед наказанием, либо как к интересному и увлекательному процессу познания нового, интересного, красивого. Это обстоятельство и определяет специфику педагогического труда. Прежде всего, специфична цель, определяемая обществом, его потребностями и характером взаимоотношений между людьми. Именно существующая формация определяет содержание обучения и отношение к изучаемым явлениям, а также выдвигает требования к личности и подготовке педагога.

Цели, преподносимые ученикам должны стать их собственными целями, иначе учение превращается в бессмысленный и тяжелый труд. Мастерство педагога направлено на сближение общественной и личной цели ученика.

Чем младше воспитанник, тем чаще он живет сиюминутными потребностями и заботами. Педагог организует деятельность, цели которой объективируются в будущем ученика. В этом основная сложность педагогического труда – сделать перспективу значимой для ребенка, близкой и понятной ему.

Специфичен объект педагогической деятельности. Ребенок с его сложным и многогранным внутренним миром постоянно меняется и побуждает перестраивать взаимоотношения в процессе обучения, видоизменять мотивы и цели работы. На ребенка влияет и окружающая среда. Педагог не может не учитывать ее формирующее воздействие. Следовательно, объект педагогического процесса – это ещё и субъект, который принимает участие в его конструировании.

Специфика субъекта педагогической деятельности в том, что учитель – основной инструмент процесса. Его личные качества, опыт, внешность, манеры, поведение – все воздействует на обучаемых.

Совместный характер педагогической деятельности предполагает необходимость высокого уровня подготовки учителя и его постоянного совершенствования.