logo search
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

5.4. Профессиональное самовоспитание учителя

Для того чтобы добиться хороших результатов в профессиональной деятельности, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Управление своим развитием осуществляется посредством самовоспитания.

Деятельность самовоспитания формируется в процессе самопознания, осознания реального Я и идеального образа себя в будущем, самопрограммирования и самовоздействия. Процесс самопознания, т.е. познания и оценки самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, связан со становлением субъективной позиции педагога.

Специфика профессионального педагогического самопознания заключается в том, что оно вырастает из личностного самопознания, так как педагог в процессе выполнения своей профессиональной деятельности отдает часть себя, своих духовных ресурсов другим. Собственно, ориентация на другого, на взаимодействие с другими и определяет тот образ деятельности, на который ориентируется педагог.

Профессиональное самопознание включает развитие представления профессионала о себе и своей ценности, своем вкладе в общее дело.

Структуру профессионального самопознания в общем виде можно охарактеризовать следующими положениями:

  1. осознание своей принадлежности к педагогической профессии;

  2. формирование знания, мнения о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;

  3. осознание степени своего признания в профессиональной группе;

  4. познание своих сильных и слабых сторон, путей самосовершенствования, вероятных зон успехов и неудач;

  5. представление о себе и своей работе в будущем;

Педагогическое самопознание тесно связано с рефлексией, с обращением к внутреннему миру, с оценкой тех процессов, которые происходят в нем.

Процесс самопрограммирования развития личности – это не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум на день, неделю, месяц.

Чтобы правильно составить программу самовоспитания, нужно правильно определить цели и выбрать средства самовоспитания.

Цели самовоспитания базируются на результатах самопознания и познания окружающей среды. Изменения, которые необходимо внести в структуру личности, фиксируются в общих чертах и впоследствии разделяются на небольшие частные задачи. Целью самовоспитания может быть соблюдение принципов поведения и деятельности, выдвинутых самим педагогом.

Содержание и задачи самовоспитания подразумевают такое поведение и деятельность, которые приводят к достижению целей воспитания. Это прежде всего зависит от психических свойств личности, её интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы.

Средства самовоспитания – это своеобразные способы воздействия на себя, которые опосредуют цели и результат. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание.

Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относятся приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самовнушение и др.

На основе анализа фактов своей жизни и благодаря строгим логическим доводам педагог может выработать сознательную установку на свое дальнейшее развитие.

Благодаря самоубеждению можно перестроить самосознание, отношение к различным явлениям жизни и собственное поведение. Самоубеждение требует активной мыслительной работы, дискуссии с самим собой. Взвешивая «за» и «против» человек устанавливает истину и принимает её в виде руководящей идеи. Для самоубеждения необходимо обладать достаточной информацией о том, в чем надо себя убедить, достаточно разными способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

К разновидностям самоубеждения относят самооправдание, самоутешение.

Если личность в процессе самоубеждения нашла истинный путь, то она принимает решение, которое может осуществляться в форме самоприказа. Волевое воздействие на себя в форме самоприказа может происходить, когда прошел этап самоанализа, а послабление и утешение мешают активной деятельности. Наступает момент, когда надо приступать к исполнению планов и задумок.

Будущий учитель должен осознавать, что важнейшим качеством педагога, который по своему положению должен быть образцом для учащихся, является способность ставить «надо» над «хочу», то есть выполнять трудную и кропотливую работу, несмотря на возможность отдохнуть, развлечься с друзьями. Организованный и дисциплинированный учитель после принятия решения сделает все так, как запланировал.

Самоприказ – это одна из форм самопринуждения, которое является результатом проявления волевых качеств личности. Формой самопринуждения является также самообладание, являющееся способностью человека или коллектива сдерживать себя от действий, которые они считают неправильными. Самообладание, как важная характеристика учителя, является признаком самодисциплины, которая достигается с помощью ряда приемов:

1) приемы, обращенные к интеллекту: личные правила или девизы, по которым человек строит поведение, самонапоминание;

2) приемы, обращенные к чувствам: самоутешение, самоодобрение, самокритика и др.

3) приемы, обращенные к воле и практике поведения: самообещание, намерение, клятва, самообязательство, самообозрение, самоотказ и др.

Все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения – аутотренинга. Самовнушение осуществляется путем многократного повторения слов или словесных формулировок, утверждающих желанное состояние. Словесные формулировки произносятся от своего имени, в утвердительной форме, в настоящем времени.

Самовнушение применимо в процессе самовоспитания любых качеств и свойств личности, в том числе и при овладении основами саморегуляции эмоционально-волевых состояний.

Результаты самовоспитания – это те изменения, которые происходят в результате самовоспитательных воздействий.

Главным условием и средством успеха профессионального самовоспитания педагога является адекватная, реальная деятельность.