logo search
otvety_k_ekzamenu_po_teorii_perevoda

16. Концептуальная и языковая картины мира

Овладевая языком, его носители усваивают и определенное отношение к миру и видят его под углом зрения, «навязанным» структурами языка, принимает картину мира, отраженную в родном языке.

Гумбольдт: «Различные языки являются для науки органами их оригинального мышления и восприятия».

Концептуальная картина мира

Концепт. картина мира лежит в основе индивидуального и общественного сознания. Это есть целостное представление о мире и месте человека в нем.

Концепт. картина мира существует лишь в индивидуальном сознании конкретного человека. Следовательно, в концепт. картине мира взаимодействует общечеловеческое и индивидуально-личностное.

Концепт. картины мира у разных людей различны, например, у представителей разных эпох, разных социальных, возрастных групп, разных областей научного знания и тд.

Есть мнения, согласно которым концепт. картина мира гораздо богаче, чем языковая картина мира: «Картина мира это то, каким себе рисует мир человек в своем воображении, - феномен более сложный, чем языковая картина мира, т.е. та часть концепт. мира человека, которая имеет «привязку» к языку и преломлена через языковые формы».

Языковая картина мира

Языковая картина мира - исторически сложившаяся в сознании данного языкового коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире. Каждому естественному языку соответствует уникальная языковая картина мира.

языковая картина мира, есть следствие исторического развития этноса и языка

языковая картина мира чётко структурирована и в языковом выражении является многоуровневой. Она определяет особый набор звуков и звуковых сочетаний, особенности строения артикуляционного аппарата носителей языка, просодические характеристики речи, словарный состав, словообразовательные возможности языка и синтаксис словосочетаний и предложений

языковая картина мира изменчива во времени;

языковая картина мира существует в однородном своеобразном самосознании языковой общности и передается последующим поколениям через мировоззрение, правила поведения, образ жизни, запёчатлённые средствами языка;