logo search
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

1.4. Структура и функции педагогической деятельности

Таблица 1.4.1. Педагогическая деятельность имеет свою структуру, в которой выделяют пять компонентов

Компоненты педагогической деятельности

Конструктивный

Организационный

Коммуникативный

Исследовательский

Контрольно-оценочный

Содержательная функция

Информационная функция

Перцептивная функция

Аналитическая функция

Оперативная функция

Развивающая функция

Коммуникативно-операциональная функция

Прогностическая функция

Материальная функция

Ориентационная функция

Собственно коммуникативная

Проективная функция

Мобилизационная функция

Интерактивная

Информационная

Социально-перцептивная

Презентивная

Аффективная

Все эти компоненты можно отнести к общетрудовым, но их содержание конкретизируется на этапе реализации педагогического процесса.

Конструктивная деятельность предполагает отбор и композицию учебного материала, планирование и построение педагогического процесса (содержательная функция); планирование своих действий и действий учащихся (оперативная функция); проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса (материальная функция).

Организаторская деятельностьпредполагает выполнение системы действий, направлены на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива, организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность предполагает установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Перцептивная деятельностьнаправлена на проникновение во внутренний мир человека.

Коммуникативно-операциональная– предполагает активное использование средств педагогической техники.

Собственно коммуникативнаяфункциянаправлена на установление педагогически целесообразных отношений.

Исследовательская деятельность предполагает научный подход к педагогическим явлениям, владение умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.

Контрольно-оценочный(рефлексивный) компонент предполагает организацию «обратной связи», позволяющей своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам.

В зависимости от наличия подготовки к выполнению вышеперечисленных функций педагогическую деятельность делят на профессиональную и непрофессиональную.

Непрофессиональная педагогическая деятельность – тип педагогической деятельности, осуществляемой без специальной профессиональной подготовки. В этом случае залогом успеха является духовное единство воспитателя и воспитанника. Как правило, непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются родители. В большинстве случаев они не используют научные педагогические теории и системы, не используют программ и конспектов занятий. Тем не менее, благодаря глубокой духовной связи общение детей и родителей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом.

Профессиональная педагогическая деятельность– тип педагогической деятельности осуществляемой лицами со специальной подготовкой. Она носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка. Признаки профессиональной педагогической деятельности:

В процессе рассмотрения типов педагогической деятельности мы неоднократно использовали термин «образование» и «воспитание», которые указывают на два основных вида педагогической деятельности.

Воспитательная деятельность – это такой вид педагогической деятельности, который направлен на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Образовательная деятельность – это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Несмотря на разграничение воспитательной и образовательной работы, в целостном педагогическом процессе эти понятия слиты воедино.

Сравним в общих чертах деятельность преподавания и воспитания.

Таблица 1.4.2.

Воспитательная

деятельность

Образовательная

деятельность

  • решает задачи гармоничного развития личности;

  • не преследует прямого достижения цели;

  • не имеет временных ограничений;

  • предусматривает решение задач, ориентированных на цель;

  • критерий эффективности – позитивные изменения в сознании воспитанников;

  • содержание формирования отношений программируется в общих чертах;

  • результат трудно выделить и фиксировать.

  • направлена на управление познавательной деятельностью;

  • имеет жесткие временные рамки, строго определенную цель, варианты способов достижения;

  • критерий эффективности – достижение цели;

  • логику и содержание обучения можно запрограммировать;

  • результаты фиксируются.

Отмеченные различия показывают, что способы организации и реализации образовательной деятельности значительно проще.

Если в процессе обучения практически все можно доказать, вывести логически, то формировать отношение личности сложнее. Успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Кроме выделенных видов профессиональной педагогической деятельности выделяют научно-методическую, социально-педагогическую, культурно-просветительскую, коррекционно-развивающую и управленческую деятельность.

Рассмотренные виды педагогической деятельности подразумевают качественную подготовку к каждому из них.