logo search
otvety_k_ekzamenu_po_teorii_perevoda

17. Теория лингвистической относительности уорфа – сепира.

Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа - концепция согласно которой язык определяет мышление и способ познания реальности.

В основу гипотезы лингвистической относительности легли две мысли Эдварда Сепира:

1) Язык, будучи общественным продуктом, представляет собой такую лингвистическую систему, в которой мы воспитываемся и мыслим с детства. В силу этого мы не можем полностью осознать действительность, не прибегая к помощи языка. Мы видим, слышим и воспринимаем так или иначе в зависимости от языковых навыков и норм своего общества.

2) В зависимости от условий жизни, от общественной и культурной среды различные группы могут иметь разные языковые системы. В каждом языке содержится своеобразный взгляд на мир, и различие между картинами мира тем больше, чем больше различаются между собой языки.

Развивая и конкретизируя идеи Сепира, Уорф проверяет их на конкретном материале языка и культуры и в результате формулирует принцип лингвистической относительности. Уорф полагал, что мир представляет собой поток впечатлений, который должен быть организован нашей языковой системой.

Согласно Уорфу, языки различаются не только тем, как они строят предложения, но также и тем, как они членят окружающий мир на элементы, которые являются единицами словаря и становятся материалом для построения предложений. Для современных европейских языков характерно деление слов на две большие группы - существительное и глагол, подлежащее и сказуемое. Это обусловливает членение мира на предметы и их действия.