Задания
Упражнение 1. Установите, какое из слов, данных в скобках, является мотивирующим для указанных слов. Раскройте значение производного слова с помощью производящего. Укажите способы образования данных слов. Укажите случаи неединственной мотивации.
Желтеть (желтизна, пожелтеть, желтый); отзвучать (звук, отзвук, звучать); болезнь (больной, боль, болеть); перепись (переписанный, переписать, переписчик); обновить (новизна, новенький, новь, новый); выдумщик (думать, думающий, дума, выдумать, обдумать); безвкусица (вкус, вкусный, безвкусный); болтунья (болтать, болтун, болтливый); извинение (вина, извинить, извинять, извиниться, извиняться); переучёт (учёт, учитывать, учесть); эффективность (эффект, эффектный, эффективный); удаленность (дальний, вдалеке, удалить, удаленный).
Упражнение 2. Распределите данные слова по способу словообразования на а) суффиксальные, б) префиксальные, в) префиксально-суффиксальные, г) постфиксальные, д) префиксально-постфиксальные, е) сложносуффиксальные.
А) Побежать, побелка, краснодеревщик, побережье, побрить, поваренок, повариха, поварской, многострадальный, выводок, скачок, выгнать, сторублевка, выгрузка, выгрузить, канатоходец.
Б) Подслеповатый, извозчик, подвозить, изголодаться, водолазный, погрузиться, разменяться, какое-то, по-хорошему, рассмеяться, подвластный, гадалка, подводка, водопроводчик, паровозный, пароходство.
Упражнение 3. Распределите данные слова по способу словообразования на а) слова с нулевой суффиксацией, б) слова с префиксацией и нулевой суффиксацией, в) слова, образованные путем сложения и нулевой суффиксации.
Птицелов, побег, звездопад, проход, глушь, молоковоз, безрогий, одногорбый, бесхвостый, вкривь, езда, испуг, газопровод, проседь, однорукий, ледоход, скалолаз, светловолосый.
Упражнение 4.. Определите способ образования каждого из данных слов:
А) ВТО, шестичасовой, диван-кровать, долгоиграющий, комп, собкор, огнеопасный, ОмГУ.
Б) Вуз, зарплата, рок (рок-н-ролл), быстрорастворимый, ООН, тракторно-ремонтный, градостроительство, древнерусский.
Упражнение 5. Определите способ образования следующих слов.
А) Дикорастущий, безбилетник, мостовая, мужаться, предвоенный, растительность, безлюдно, злоумышленник, озлобление, недоедание, кошачий, профсоюз, огнетушитель, посетительница, кофемолка, побережье, смесь, пешеход, шкаф-купе, небосвод.
Б) Нижеподписавшийся, паспортист, бездорожье, прорезь, галопом, утихомирить, землетрясение, распродажа, музей-квартира, роженица, кровообращение, кровоподтек, разохаться, распылитель, стеклотара, горделивый, волчий, заказ, гранатомет.
Упражнение 6. Распределите приведенные ниже производные слова на две группы: а) образованные сложением; б) образованные при помощи сращения:
Вольнослушатель, человекоподобный, впередиидущий, темно-красный, прямостоящий, дикорастущий, взаимопомощь, кресло-качалка, вышеупомянутый, психотерапевт, радиоуправляемый, высокомолекулярный, работорговля, купля-продажа, умалишенный, громкоговоритель.
Упражнение 7. Определите способ словообразования выделенных слов. От каких слов или словосочетаний они образованы? К какому стилю речи принадлежат эти слова?
Водитель моторки засмеялся. В вечерке опубликовали мою заметку. Сотрудник многотиражки был неопытен. Легковушка неслась навстречу грузовику. Ребенок у них диатезник. Силовики приняли решение. Лучше поехать на Багамы или Канары, чем на Соловки.
Упражнение 6. Выполните самостоятельную работу по предложенному преподавателем варианту и сдайте её на проверку.
- Предисловие
- Оглавление
- Раздел I. Морфемика и словообразование 16
- Раздел II. Морфология 59
- Рабочая программа дисциплины «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология»
- Цели освоения дисциплины
- Место курса в структуре ооп вуза
- Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
- Содержание дисциплины
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 1. Домашние задания (предполагаются по всем темам практических занятий):
- 2. Самостоятельные работы:
- 3. Контрольные работы и контрольные тесты:
- Учебно-методическое обеспечение Литература Основная
- Дополнительная
- Словари и справочники
- Методические рекомендации для преподавателя
- Боброва г.А. Морфемика: Задания для самостоятельной подготовки студентам 2 курса филологического факультета. Омск, 1989.
- Методические указания для студентов
- Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- Раздел I. Морфемика и словообразование
- Занятие 1. Введение в морфемику. Виды и статус морфем.
- Основа слова и словоформы
- Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Членимость и производность основ Литература Основная
- Дополнительная
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 1 Морфемный анализ слов
- Занятие 4. Способы словообразования в современном русском языке* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 2 Словообразовательный анализ слов
- Занятие 5. Единицы словообразовательной системы и структуры. Словообразовательный тип* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 6. Особенности современного словопроизводства. Неузуальное словообразование (потенциальные слова и окказионализмы)* Литература
- Теоретические сведения
- Причины появления неологизмов:
- Вопросы и темы для рефератов
- Задания
- Занятие 7. Морфонологические особенности словообразования* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Приложения к Разделу I «Морфемика и словообразование»
- План морфемного анализа слов
- План словообразовательного анализа слов
- Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфемике и словообразованию
- Избранные научные статьи по морфемике и словообразованию
- Заметки по русскому словообразованию
- Активные процессы современного словопроизводства
- Об основной единице словообразовательной системы языка
- Трудные случаи членения слов
- Словарь уникальных морфем современного русского языка
- 1. Вопрос об уникальных морфемах в современной лингвистике
- Словообразование. Основные понятия
- Метафорическая мотивация в русском словообразовании
- Введение в морфологию Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Система частей речи в русском языке Вопросы
- Занятие 2. Имя существительное: общая характеристика. Лексико-грамматические разряды имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Лексико-грамматические разряды имён существительных (лгр).
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Категория рода имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест № 1 Род имен существительных (возможен 1,2 и более правильных ответов)
- Занятие 4. Категория падежа имен существительных. Морфологический анализ имен существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопрос о количестве падежей.
- Вопросы
- Задания
- Контрольная работа по теме «Имя существительное»
- Варианты контрольных заданий
- Занятие 5-6 Имя прилагательное* Литература
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест «Имя прилагательное»
- 8. Найдите прилагательные, которые образуют сравнительную степень.
- 9.Найдите прилагательные, от которых можно образовать простую превосходную степень.
- 10. Найдите правильный вариант образования относительного прилагательного.
- Занятие 7-8 Местоимение как часть речи* Литература
- Вопросы
- Задания
- Занятие 9 Категория состояния как часть речи Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Категория вида.
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Задания
- Образец морфологического разбора
- II. Имя прилагательное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- III. Имя числительное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- IV. Местоимение План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- V. Категория состояния План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VI. Глагол План морфологического разбора инфинитива
- Образец морфологического разбора инфинитива
- План морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- Образец морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- План морфологического разбора причастия
- Образец морфологического разбора причастия
- План морфологического разбора деепричастия
- Образец морфологического разбора деепричастия
- VII. Наречие План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VIII. Служебные части речи Предлог План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Союз План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Частица План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Приложение 2 Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфологии
- Избранные научные статьи по морфологии
- Введение в грамматическое учение о слове
- § 5. Основные структурно-семантические типы слов
- § 7. Система частей речи и частиц речи в русском языке
- Рост аналитизма в морфологии
- Русский язык в зеркале языковой игры. Морфология Вводные замечания
- Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении.
- Глава III. Грамматическое оформление.
- О частях речи в русском языке