Теоретические сведения
Понятие о морфонологии.
Морфонология – раздел языкознания, изучающий связи между фонологией и морфологией, то есть использование фонологических средств в словоизменении и в словообразовании.
Задача морфонологии – изучение правил соединения морфов в слове. По законам русского языка не все сочетания звуков возможны, следовательно, возникает необходимость в приспособлении.
На границе морфем (морфемный шов) происходят разные явления (звуковые изменения):
♦ чередования фонем: гасить – гашу, рука – ручной. Чередования фонем могут быть грамматическими (историческими) и собственно фонетическими, или позиционными;
♦ интерфиксация – вставка между морфемами незначимого, асемантического элемента – интерфикса (чаще всего между основой производящего слова и суффиксом): петь – пе-В-ец; Америка – америк-АН-ский;
♦ интерференция – конец одного морфа объединяется с началом другого: омский, таксист;
♦ усечение производящей основы: гуманитарий - гуманитар; тишина – тишь (нулевая суффиксация сопровождается усечением финала производящей основы –ин).
Дискуссия об асемантических элементах слов: субморф, интерфикс или часть морфемы.
Понятие интерфикса ввел Н.С. Трубецкой, а сам термин - А.М. Сухотин.
Е.А. Земская развивает концепцию интерфиксов вслед за М.В. Пановым, А.Н. Тихоновым на материале «прокладок» между корнем и суффиксом в структуре производных слов: ср. Ленинград – ленинградский и Ялта – ялтинский; Орел – орловский, Африка - африканский.
Интерфиксация, с точки зрения Е.А. Земской, это случаи, когда между двумя морфемами вставляется незначимая асемантическая прокладка, устраняющая сочетания фонем, которые запрещены законами морфонологии или нетипичны для структуры русского языка. Такие прокладки могут появляться в слове по аналогии: читинский, делийский, американский, живучий, певучий, шоссейный, кофейный. К таким незначимым элементам относятся соединительные гласные сложных слов (лесостепь), тематические глагольные гласные (решать, читать, лежать), единицы типа певец, кофейник, кормилец. А.Н. Тихонов такие элементы называет структурными.
Другая точка зрения у В.В. Лопатина и И.С. Улуханова, представленная в «Русской грамматике-80». Ученые полагают, что линейные единицы типа звуков, словоформ, высказываний вычленяются нами в потоке речи без остатка. Отсюда вывод: морфы тоже в потоке речи должны выделяться без остатка. В связи с этим В.В. Лопатин предлагает рассматривать названные сегменты как части морфов, а формальные видоизменения морфемы как усечение или наращение одного морфа в сравнении с другими.
Е.А. Земская и другие сторонники теории асемантических прокладок (А.Н. Тихонов, М.В. Панов) относят к ним же соединительные гласные сложных слов: лесостепь, пятиконечный, четырехэтажный. В.В. Лопатин считает, что это интерфиксы – особая разновидность аффиксов. Интерфикс часто связывает не два корня, а две простых основы в составе сложных: лесозаготовка, землепроходец. Такой интерфикс – это не асемантический элемент, с точки зрения В.В. Лопатина, а особая морфема, однако семантика этой морфемы наиболее абстрактна и специфична из всех словообразовательных значений русского языка: сорокалетний, двучлен, двухлитровый, семимильный, себялюбивый, сумасшедший, умалишенный, перекати-поле.
Итак, можно сделать следующий вывод: согласно точке зрения Е.А. Земской, А.Н. Тихонова, М.В. Панова есть асемантические прокладки и между корнем и суффиксом и между двумя основами в сложном слове – называют их интерфиксами.
С точки зрения В.В. Лопатина, интерфикс – особая морфема, соединяющая две простых основы в одну сложную, а элемент между корнем и суффиксом входит в суффикс и трактуется как морф морфемы: жилец, кормилец, судилище, хранилище, чилийцы, киношник, эмгэушный, вузовец.
Субморф. Это понятие связано с отрезками слов, которые по составу фонем и по чередованиям совпадают с морфемами русского языка, однако эти элементы не имеют значения и это не морфы. Субморфы выделяют потому, что их наличие влияет на сочетаемость основы с теми/иными аффиксами: зубец - зубчик (ч//щ); чепец - чепчик (-ец – субморф).
Субморфы в диахронии – это остатки прежнего морфемного строения, ставшие частью основы. Для синхронии субморф выступает как живая позиция современного строения слова.
В.В. Лопатин выделяет три группы субморфов с функциональной точки зрения:
♦ релевантные по признаку наличия их в одном морфе и отсутствия в другом морфе той же морфемы: пальто – пальтишко, палец – беспалый; сердце – сердечный; соло – солировать; космос – космический; в аффиксах: дезорганизовать – демаскировать; разобрать – разберут; мальчишка – мальчишеский.
♦ релевантные для сочетаемости морфемы с определенными морфами: конец – кончик; венец – венчик; замок – замочек.
♦ релевантные для определенных морфонологических преобразований основы: локоть – локоток; ноготь – ноготок.
Глагольная основа и тематические гласные.
Глагольные тематические гласные – показатели морфологического класса глаголов, которые характеризуются следующими признаками:
♦ тематические гласные оказывают влияние на образование грамматических форм глагола, определяют их парадигму: тематические гласные могут утрачиваться при образовании грамматических форм глагола или при суффиксальном образовании новых слов: носить – носка, бегать – бегут – бегун.
♦ тематические гласные могут выполнять только формальную функцию (показатель класса глагола), а могут совмещать эту функцию с выражением какого-либо грамматического или словообразовательного значения: так, тематическая гласная –а- может быть выразителем несовершенного вида решить – решать; сменить – сменять. Тематические гласные –а-, -и- могут в глаголах движения выражать значение разнонаправленности действия: брести – бродить; ползти – ползать.
Итак, возникает вопрос: все ли тематические гласные семантичны?
Точка зрения В.Н. Немченко: «К асемантическим элементам относятся только тематические гласные в непроизводных, немотивированных словах типа любить, лежать, писать, читать». В.Н. Немченко эти гласные вообще относит к корню.
Интерференция (наложение морфов). На стыке основы с другими элементами слова часто встречаются одинаковые звуки или даже сочетания, тогда одинаковые части накладываются друг на друга. Для этого явления существует три термина: наложение, интерференция, аппликация морфов. Например, Омск – омский, такси – таксист, ссориться - рассориться, розовый – розоватый; антенна – антенный.
Наложение морфем при сочетании производящей основы с суффиксом часто смешивается с явлением усечения основы. Многие ученые одни и те же примеры трактуют по-разному: так, пример таксист Е.А. Земская объясняет как наложение морфем, а А.Н. Тихонов – как усечение основы. Подробнее о критериях различения этих явлений см. Е.А. Земская, указанное учебное пособие, с. 152 – 154.
Выделить такие же критерии попытался и В.Н. Немченко: к усечениям производящей основы он относит только те случаи, где конечная часть основы, которая отсутствует в производном слове по звуковому составу, не совпадает со словообразующей морфемой или её начальной частью. Остальные случаи – это наложение морфем.
Усечение производящей основы. Усечение – один из видов взаимоприспособления морфем при аффиксальном словообразовании. Усечению при суффиксации подвергаются звуки в конце основы: Камчатка – камчатский, комиссия – комиссионный, земля – земной, Новосибирск – новосибирец, можжевельник – можжевеловый, женщина – женский, мужчина – мужской, широкий – ширина, высокий – повысить – высота, низкий – снизить, упорный – упорство.
- Предисловие
- Оглавление
- Раздел I. Морфемика и словообразование 16
- Раздел II. Морфология 59
- Рабочая программа дисциплины «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология»
- Цели освоения дисциплины
- Место курса в структуре ооп вуза
- Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
- Содержание дисциплины
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 1. Домашние задания (предполагаются по всем темам практических занятий):
- 2. Самостоятельные работы:
- 3. Контрольные работы и контрольные тесты:
- Учебно-методическое обеспечение Литература Основная
- Дополнительная
- Словари и справочники
- Методические рекомендации для преподавателя
- Боброва г.А. Морфемика: Задания для самостоятельной подготовки студентам 2 курса филологического факультета. Омск, 1989.
- Методические указания для студентов
- Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- Раздел I. Морфемика и словообразование
- Занятие 1. Введение в морфемику. Виды и статус морфем.
- Основа слова и словоформы
- Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Членимость и производность основ Литература Основная
- Дополнительная
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 1 Морфемный анализ слов
- Занятие 4. Способы словообразования в современном русском языке* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 2 Словообразовательный анализ слов
- Занятие 5. Единицы словообразовательной системы и структуры. Словообразовательный тип* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 6. Особенности современного словопроизводства. Неузуальное словообразование (потенциальные слова и окказионализмы)* Литература
- Теоретические сведения
- Причины появления неологизмов:
- Вопросы и темы для рефератов
- Задания
- Занятие 7. Морфонологические особенности словообразования* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Приложения к Разделу I «Морфемика и словообразование»
- План морфемного анализа слов
- План словообразовательного анализа слов
- Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфемике и словообразованию
- Избранные научные статьи по морфемике и словообразованию
- Заметки по русскому словообразованию
- Активные процессы современного словопроизводства
- Об основной единице словообразовательной системы языка
- Трудные случаи членения слов
- Словарь уникальных морфем современного русского языка
- 1. Вопрос об уникальных морфемах в современной лингвистике
- Словообразование. Основные понятия
- Метафорическая мотивация в русском словообразовании
- Введение в морфологию Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Система частей речи в русском языке Вопросы
- Занятие 2. Имя существительное: общая характеристика. Лексико-грамматические разряды имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Лексико-грамматические разряды имён существительных (лгр).
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Категория рода имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест № 1 Род имен существительных (возможен 1,2 и более правильных ответов)
- Занятие 4. Категория падежа имен существительных. Морфологический анализ имен существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопрос о количестве падежей.
- Вопросы
- Задания
- Контрольная работа по теме «Имя существительное»
- Варианты контрольных заданий
- Занятие 5-6 Имя прилагательное* Литература
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест «Имя прилагательное»
- 8. Найдите прилагательные, которые образуют сравнительную степень.
- 9.Найдите прилагательные, от которых можно образовать простую превосходную степень.
- 10. Найдите правильный вариант образования относительного прилагательного.
- Занятие 7-8 Местоимение как часть речи* Литература
- Вопросы
- Задания
- Занятие 9 Категория состояния как часть речи Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Категория вида.
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Задания
- Образец морфологического разбора
- II. Имя прилагательное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- III. Имя числительное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- IV. Местоимение План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- V. Категория состояния План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VI. Глагол План морфологического разбора инфинитива
- Образец морфологического разбора инфинитива
- План морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- Образец морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- План морфологического разбора причастия
- Образец морфологического разбора причастия
- План морфологического разбора деепричастия
- Образец морфологического разбора деепричастия
- VII. Наречие План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VIII. Служебные части речи Предлог План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Союз План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Частица План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Приложение 2 Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфологии
- Избранные научные статьи по морфологии
- Введение в грамматическое учение о слове
- § 5. Основные структурно-семантические типы слов
- § 7. Система частей речи и частиц речи в русском языке
- Рост аналитизма в морфологии
- Русский язык в зеркале языковой игры. Морфология Вводные замечания
- Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении.
- Глава III. Грамматическое оформление.
- О частях речи в русском языке