logo
Малышева, Рогалева_УМКД_СО и морфология 2012

Теоретические сведения

Словообразование как раздел науки о языке. Связь словообразования с другими разделами лингвистики.

Уже подчеркивалось, что морфемика и словообразование – связанные, но разные разделы языка.

Определим термин словообразование. Это 1) образование вторичных, мотивированных производных слов на базе однокоренных по существующим в языке образцам и моделям с помощью существующих в современном языке (в синхронии) формальных и семантических средств; 2) раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации любых производных слов.

Итак, слова в русском языке образуются не сложением морфем, а от уже существующих слов по образцу.

Например: дежурить – дежурант (проф.), так же, как консультировать – консультант, оккупировать – оккупант.

Рассмотрим отношения между словами. Они возможны нескольких видов. Например, дом – хата – хибара – изба – дворец – это связь семантическая, и это предмет изучения лексикологии; дом – домик – домишко – домище – домина - это связь и семантическая, и формальная, и это предмет изучения словообразования.

Сделаем вывод: когда слова связаны и семантически, и формально, тогда они связаны словообразовательными отношениями.

Нужно заметить, что в синхронных и диахронических подходах одни и те же термины словообразования имеют разное содержание.

Е.А. Земская подчеркивает: синхронное словообразование изучает отношения сосуществующих в языке единиц; диахроническое – процессы превращения одних единиц в другие.

Однако О.Н. Трубачев считает, например, что словообразование всегда синхронно.

Сложность словообразовательной системы состоит в следующем: 1) в тесных связях с другими уровнями языка (фонологическим, морфонологическим, синтаксическим, грамматическим в целом); 2) в подвижности системы и отсутствии жестких границ между её потенциями и фактической реализацией, между словообразованием и словоизменением; 3) в трудности дифференциации синхронного и диахронического пластов; 4) в разнообразии единиц и, следовательно, ограничении числа понятий, необходимых для описания словообразовательной системы.

Способ словообразования (далее – СО) более крупная, чем СО тип, единица классификации, объединяющая ряд СО типов, характеризующихся одним и тем же видом форманта (например, суффикс, префикс, постфикс), в отвлечении от конкретных материальных воплощений этого форманта в разных типах.

Способ СО с точки зрения синхронии показывает, с помощью какого СО средства образовано новое слово, с помощью чего выражается СО значение в данной языковой системе.

СО средство/формант – это тот элемент производного слова, который выражает данное словообразовательное значение.

Вопрос о классификации способов словообразования является в русистике дискуссионным.

Первая последовательная научная классификация способов словообразования в русском языке была разработана В.В. Виноградовым.

Он выделил морфологический способ словообразования, противопоставленный неморфологическим способам: лексико-семантическому, лексико-синтаксическому и морфолого-синтаксическому.

Морфологический способ – это образование новых слов в результате присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе, то есть с помощью морфем: сложение основ, аффиксальный способ, безаффиксный.

Неморфологические способы вообще не используют аффиксальных словообразовательных средств.

Лексико-семантический способ – это образование нового слова за счет переосмысления значения прежних слов и формирование новых значений (омонимы, метафорические и метонимические переносы). При данной форме новое значение и новые грамматические формы. Например, кулак и кулак – богатый крестьянин.

Лексико-синтаксический способ – это возникновение новых слов в результате сращения в одно слово нескольких лексических единиц (словосочетания). Лексемы порождают новую лексическую единицу, а следовательно, меняется ее роль в предложении --- отсюда лексико-синтаксический способ. Два варианта: а) изменение фонетического облика существенное, утрата мотивировки – это целиком диахрония: спасибо --- Спаси Бог; б) параллельное существование синтаксической единицы и новой лексической, фонетического изменения не происходит: вечнозеленый, густозаселенный. Способ СО признается синхронным, особенно распространен при образовании прилагательных.

Морфолого-синтаксический способ в классификации В.В. Виноградова включает «все факты перехода слов из одной части речи в другую, а также тесно связанные с ними случаи отрыва формы от системы форм слова и превращение в самостоятельное слово». Фонетического изменения не происходит, а происходит грамматическое, за счет чего и возникает новая лексическая единица, семантика тоже при этом не изменяется: больной --- больной; Далече грянуло «Ура!».

Данная классификация не отвечает современным требованиям, так как нет конкретного разделения синхронии и диахронии, а также не учтены новые явления в языке.

Основной признак, положенный в основу современной классификации способов словообразования – использование аффиксов в образовании слов или привлечение других СО средств.

В зависимости от того, какие средства используются для выражения деривационного значения производного слова, в русском языке следует различать две основные группы способов СО: аффиксальные и безаффиксные.

В аффиксальных способах СО основным средством выражения деривационного значения производного слова является аффикс (один или в сочетании с другими средствами, в первую очередь с парадигмой словоизменения производного слова). Естественно, что при этом учитываются и нулевые аффиксы.

К аффиксальным способам СО относятся:

В безаффиксных способах СО аффиксы не участвуют. Для выражения деривационного значения производного слова служат другие средства, например, такие, как порядок следования частей производного слова, усечение производящей основы (или основ), изменение парадигмы словоизменения, единое ударение.

К безаффиксным способам СО относятся:

В зависимости от того, из каких компонентов складывается аббревиатура, различают следующие её виды:

Среди способов СО аббревиация занимает специфическое место. В языке она выполняет компрессивную функцию, то есть служит для создания более кратких, чем соотносительное словосочетание, номинаций. Основные сферы действия аббревиации – деловая, научная, публицистическая речь.

Усечение, как и аббревиация, получило интенсивное развитие в русском языке только в ХХ в. Оно свойственно преимущественно разговорной речи.

Особое место в СО занимает способ, при котором деривационное значение в производном выражается с помощью специфического преобразования парадигмы словоизменения производящего. Этот способ принято называть конверсией – переходом слов из одной части речи в другую. Разновидностью конверсии является субстантивация - переход разных частей речи в разряд существительных. Ср.: заливное мясо – вкусное заливное (переход прилагательного в разряд существительных, при котором категориальная семантика признаковости меняется на категориальную семантику предметности); раненный в бою солдат – концерт для раненых (переход причастия в существительное).

Незначительное место занимают смешанные способы, например, префиксально-суффиксально-постфиксальный (перешучиваться).

Многие мотивированные слова представляют собой эквиваленты словосочетаний, являющихся комплексными наименованиями. Такие слова употребляются (часто в неофициальной речи) как однословные синонимы соответствующих полных наименований. Они могут относиться к разным способам СО: к суффиксации (лабораторная работа – лабораторка); к субстантивации (выходной день – выходной); к чистому сложению (хлебный завод – хлебозавод), к аббревиации (лесное промышленное хозяйство – леспромхоз). Некоторые исследователи называют этот способ СО семантическим включением.