logo
Малышева, Рогалева_УМКД_СО и морфология 2012

Задания

Упражнение 1. Заполните таблицу словами по образцу:

слово

Основа СИ

Показатель

СИ

Основа ФО

Показатель ФО

Основа СО

Показа-тель СО

по-бабьи

-

-

-

-

-баб’j

по-, -и

врач

врач

нулевое оконч.

врач

нулевое оконч. (ф.рода, числа, падежа)

-

-

умнее

-

-

умн-

-ее (ф.степ.сравн.)

-

-

влажный

влажн-

-ый

-

-

-влажн

-н-

По-домашнему, друг, друзья, успокоенный, доброта, горячо, сидеть, безделье, еще, важнее, олений, плавучий, вернулось.

Упражнение 2. Выделите словообразовательную основу в словах. В каком случае она совпадает с основой производящего слова, а в каком – нет?

Нежность, шоссейный, орловский, интриганский, агентство, жалко, жалость, жалюзийный, ребячество.

Упражнение 3. Определите степень членимости следующих слов:

Конгрессмен, перебежчик, снегурочка, подземелье, ветчина, казачество, поэтесса, ежевика, курносый, пародист, свинина, трусиха, заводила, клоунада, говядина, новь, привычный.

Упражнение 4. В следующих словах выделите корень, определите свободный он или связанный. Укажите слова с уникальными корнями (уни-радиксоидами):

Припасы, шитье, прыжок, хулиган, интриган, великан, мечтатель, игрун, дирижер, утюжка, запрягать, любовь, злыдень, поручни, бычий, делегат, адресат, заочный, отворить, прибавка.

Упражнение 5. Дайте следующую характеристику основам слов: членимая/нечленимая, производная/непроизводная.

Вежливый, пастух, корица, озеленить, зритель, любовь, бахвалиться, ширь, голубика, брусника, стеклярус, лавка, праотец, задира, безволосый, репортаж, илистый, тонкий, стекленеть, сестрин, Зауралье, крик, кухня, привычка, вход, студенчество, напрягать, принять, юность, юный, умилительный, смотрибельный.

Упражнение 6. Подберите к приведенным ниже словам производящее (мотивирующее). Раскройте значение производного слова с помощью производящего. Составьте словообразовательную пару. Отметьте случаи расхождения формальной и семантической мотивации. Выделите случаи неединственной мотивации:

Безвкусица, болтунья, кляузничать, всмотреться, извинение, переписка, посещаемость, неразбериха, несамостоятельность, обморозиться, принарядиться.

Упражнение 7. Определите виды формально-смысловых отношений между следующими словами:

Деревня – деревенский, желтый – желтизна, хулиган – хулиганить, лирика – лирик, художник – художница, свежий – свежо, репетировать – репетиция, зеленый – зелень, ультрафиолетовый – ультрафиолет (разг.), больной (сущ.) – больная.

Упражнение 8. Выполните самостоятельную работу по предложенному преподавателем варианту и сдайте её на проверку.