logo
Малышева, Рогалева_УМКД_СО и морфология 2012

Задания

Упражнение 1. Что такое морфема и морф? Какие морфы называются алломорфами и вариантами? Какими морфами (алломорфами и вариантами) могут быть представлены корень и аффиксы, вычленяемые в следующих словах:

Расстилаться, преграда, ловля, налаживать, мороженое, подвижный, услышать, трещать, прибрежный, пловец, загореться.

Упражнение 2. Распределите данные слова по группам: с материально выраженной флексией, с нулевой флексией, без флексии.

Армия, иней, луч, говорил, молиться, невежа, ваш, вуаль, салями, умен, революций, горячо, ущелье, нравы, умнее, соловей, линия, чулок, думая, лебяжий, речь, сладкоежек, собачий, кенгуру.

Упражнение 3. Распределите слова на две группы – «однокоренные слова» и «формы одного и того же слова».

А) Глубокий, глубже, глубина, глубокая, углубить, глубочайший, углубление, глубинный; носить, подносить, носил, носящий, носильщик, ношу, ношеный, носилки; река, речной, заречье, рекой, речка; вода, водянка, из воды, подводник, водопроводчик, водяной, воду, водичка, водовоз.

Б) Комната, комнатный, комнаты, комнат, комнатушка; строить, строитель, строят, строим, постройка, строение, строящийся; лист, листопад, листья, листовой; новый, новость, нового, обновить, новинка, новые.

Упражнение 4. Распределите слова на две группы – с формообразующими аффиксами и со словообразующими:

Братья, бег, быстрее, высший, пригород, сверхмодный, говорун, режущий, белизна, летящий, выбелить, сделать, ходил, подошел, строжайший, читая, перелистывать, великолепно, подоконник, пригородный, зелень, безответственный, быстрейший, певуче, жарче, сватья, летчик.

Упражнение 5. Определите грамматическую форму слова, выделите флексии, формообразующие аффиксы (если есть) и основу словоформы:

А) Защищает, нарисованный, увидели, унизивший, погружая, приклеенный, строящаяся, растертый, неутолимый, стеречь, нести, перемешан, выдерни, журча, отправлю.

Б) Собрание, собраться, аллея, почитаемый, кочующий, вымогая, ловля, зарубленные, выявляя, писали, ожерелий, земель, соболий, гений, сберечь, увядающий, луплю.

Упражнение 6. Среди данных слов выделите слова с нулевым словообразовательным суффиксом:

Хохот, зов, обыск, лов, листопад, темь, прыть, инженер, жена, супруга, подлиза, безносый, золотой, мелочь.

Упражнение 7. Установите, одинаковы ли по морфемному составу словоформы:

А) Ожерелий, синий, верблюжий, рабочий, отчий, гений, кий, рыбий, шалуний.

Б) Отцов, улов, дров, зов, слов, новь, геркулесов, голов, носков, коров, баранов.

В) Соло, весело, несло, мало, кресло, около, было, весло, светло, зло, назло, пугало.

Г) Весной, большой, второй, пой, твой, строй, душой.

Д) Воробей, голубей, лей, клей, статей, мышей, веселей, ночей, чей.

Занятие 2. Трудные случаи членения слова.

Морфемный анализ слова.

Синонимия и омонимия морфем.

Продуктивность и регулярность аффиксальных морфем

Литература

Земская Е. А. Современный русский язык. – М., 1973. - С. 208-216.

Потиха З. А. Современное русское словообразование. – М., 1970. – С. 57-66, с.125-141.

Шанский Н. М. Как разбирать слово по составу // В мире слов. – М., 1985. – С. 70-82.

Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – С. 3-15.

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. Т.1. – М., 1985. – С. 8-25.