Категория вида.
Нет глаголов вне категории вида - это универсальная глагольная категория. Грамматическая категория вида опирается на оппозицию совершенного/несовершенного вида.
Существует много точек зрения на грамматическое содержание категории вида:
1) Совершенный вид обозначает законченность действия, несовершенный вид – незаконченность (Л.В. Щерба, школьная грамматика). Но обнаруживается ряд глаголов совершенного вида (такие как запел, побежал), которые явно не обозначают законченности действия, и таких глаголов очень много.
2) А.М. Пешковский предложил определять совершенный вид на основе семантического признака недлительности; совершенный вид - точечное действие, в котором нельзя выделить начало, середину и конец. Учёный доказывал это тем, что глаголы совершенного вида не сочетаются с фазисными глаголами продолжать, начать. Несовершенный вид – это обозначение длящегося, неточечного действия.
Однако возможны возражения и точке зрения А.М. Пешковского: существует масса обратных примеров, когда семантика глаголов совершенного вида предполагает определённую протяженность во времени: Прожил всю жизнь. И наоборот, глаголы несовершенного вида могут обозначать мгновенное действие: Вы утром давали больному лекарство?
3) Ю.С. Маслов, С.О. Карцевский высказывают следующую точку зрения на содержание категории вида: глаголы совершенного вида обозначают достижение результата, результативное действие: построить дом, решить задачу, написать книгу.
Но как тогда трактовать глаголы вскрикнуть, очнуться, которые не обозначают результата, а с другой стороны, глаголы несовершенного вида могут обозначать результат: Я читал эту книгу.
4) В.В. Виноградов предложил категорию вида определять через понятие ограниченности действия внутренним пределом. Тогда глаголы совершенного вида будут обозначать действие, ограниченное внутренним пределом, то есть действие, достигшее некоторой границы. Глаголы совершенного вида сосредоточивают внимание на одном из моментов действия, показывая, как действие протекает во времени.
Таким образом, семантика совершенного вида - целостное действие с обозначением границы. Семантика несовершенного вида – нецелостное действие безотносительно к внутреннему пределу.
Наиболее предпочтительным представляется следующее представление о содержании категории вида (А.В. Бондарко, Л.Л. Буланин): совершенный вид обозначает действие как неделимое целое, тогда как несовершенный вид не содержит в своей семантике указания на целостность действия. Значение неделимой целостности действия следует понимать как невозможность деления действия на отдельные фазы. Именно эта сущность семантики совершенного вида отражена в факте несочетаемости глаголов этого вида с «фазовыми» глаголами типа начать, продолжать, кончить.
Существует явление так называемой конкуренции видов: глаголы несовершенного вида становятся синонимичны глаголам совершенного вида благодаря контексту: Он жил // прожил три года в этом городе.
Я сдал экзамены – совершенный вид обозначает результат.
Я сдавал экзамены – несовершенный вид не обозначает результата.
Я сдавал экзамены и получил пять – несовершенный вид обозначает результат.
Видовая система русского языка.
Видовая система русского языка включает видовые пары, одновидовые и двувидовые глаголы. Охарактеризуем их.
1. В центре видовой системы находятся видовые пары глаголов. Общепризнанно, что видовую пару составляют глаголы, тождественные лексически и различающиеся только видовым (грамматическим) значением: толстеть – растолстеть. Кроме того, глаголы, входящие в видовую пару, характеризуются тождественной сочетаемостью, которая как раз и указывает на тождество лексического значения. Например, клеить – оклеить – наклеить. Видовая пара будет клеить – наклеить (что?) (обои) – одинаковая сочетаемость, сравним клеить (что?) обои - оклеить (чем?) обоями.
Видовую пару способен образовать не каждый глагол.
Так, видовую пару способны образовывать предельные глаголы – глаголы несовершенного вида, обозначающие такие действия, которые по своей природе предполагают достижение известного предела, кладущего конец действию: Учить языки, чтобы выучить; Учить языки и наконец выучить (типовые контексты выявления видовой пары «глагол НСВ, чтобы глагол СВ»; «глагол НСВ и наконец глагол СВ»).
Кроме того, видовую пару образуют целевые глаголы, то есть такие, которые обозначают что-либо предполагающее окончание во времени и имеющие при себе прямое дополнение (играть в шахматы, играть пьесу – сыграть в шахматы, сыграть пьесу). Если глагол нецелевой, то у него нет видовой пары (Он играет хорошо).
Способы образования видовых пар.
Суффиксальный: с помощью суффиксов – ыва //-ива; -ва; -а. Этим способом образуются глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида. Например, выиграть – выигрывать, задать – задавать; решить – решать. Процесс, когда от глаголов совершенного вида происходит образование глаголов несовершенного вида, называется имперфективация. Это явление может сопровождаться морфонологическими явлениями (чередованием, смещением ударения): зажечь – зажигать; насы'пать – насыпа'ть.
Префиксальный: с помощью префиксов с-; по-; о-. Однако частотны случаи, когда префиксы, помимо видового значения, несут ещё и словообразовательное/деривационное значение: делать – поделать (значение непродолжительного времени выполнения действия); шить – вышить (в производном глаголе названо другое действие). В таком случае речь не идёт о видовой паре. Глаголы в видовой паре (делать – сделать) отличаются только видовым значением. Этим способом образуются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида. Например, писать – написать, шить – сшить, лезть - залезть. Процесс, когда от глаголов несовершенного вида происходит образование глаголов совершенного вида, называется перфективация.
Супплетивизм – непродуктивное средство видообразования; случаи, когда видовые пары образуются от разных основ: класть – положить; брать – взять; садиться – сесть; искать – найти; ловить – поймать.
В данном случае глаголы оказываются равноправными – невозможно выявить производящие и производные глаголы.
Если глаголы многозначны, то теоретически каждое значение может иметь видовую пару, хотя на практике это не всегда так:
Учить (детей) – научить; учить (уроки) – выучить.
2. Двувидовые глаголы. Наряду с видовыми парами, значение совершенного/несовершенного вида может быть выражено и одной лексемой. Например, сравним:
Ученые исследовали пещеру несколько лет (что делали? – несовершенный вид);
Ученые исследовали пещеру несколько лет и представили интересные факты (что сделали? – совершенный вид).
Глаголы, в которых видовое значение формально не выражено, называются двувидовыми (исследовать).
Среди таких глаголов выделяют глаголы а) с русскими основами (казнить, женить, ранит, молвить); б) с заимствованными основами (атаковать, информировать, агитировать, образовать).
Конкретизаторами вида в контексте могут выступать: наречие (их уже информировали); однородные глаголы, фазовые глаголы. Показателем вида двувидового глагола может быть его употребление в определённой форме. Так, формы сложного будущего времени и причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида.
Языковая системы по-своему «борется» с двувидовыми глаголами, так как это проявление аналитизма (указание на вид содержится вне глагола). Такого рода глагола стремятся войти в видовую систему русского языка и создать видовые пары. Именно поэтому появляются видовые пары у бывших двувидовых глаголов: агитировать – сагитировать, организовать – организовывать.
3. Одновидовые глаголы – это глаголы, у которых нет видовой пары. К таким относятся бытийные глаголы (жить, прозябать, бездельничать), глаголы со значением «положение тела в пространстве» (сидеть, стоять, висеть), со значением состояния (грустить), отношения, чувства (любить, ненавидеть, уважать). Семантика таких глаголов не предполагает предела. Это непредельные глаголы несовершенного вида. Таким образом, отсутствие у таких глаголов видовой пары зависит от их лексического значения.
У глаголов совершенного причины отсутствия видовой пары могут быть как семантические, так и структурные. Семантические причины связаны с глаголами, в значении которых нет компонента «длительность действия» (опомниться, очнуться, вздремнуть, хлынуть), или с глаголами, называющими действие, которое не мыслится вне ограничения во времени (очнуться, вздремнуть, хлынуть, опомниться).
Структурные причины отсутствия видовой пары у глаголов совершенного вида связаны с морфонологическими факторами, в частности невозможностью добавления к основе глагола суффикса или префикса: понавыкидывать, обнародовать.
Вопрос о том, к какому типу грамматических категорий отнести категорию вида, к словообразующим или словоизменительным, до сих пор остаётся дискуссионным.
Итак, видовая пара – это словообразование или словоизменение? Глаголы, входящие в видовую пару, – это разные слова или формы одного слова?
В.В. Виноградов: это видообразование – это словоизменение, так как при нём не меняется лексическое значение слова.
П.С. Кузнецов: «Одного семантического тождества недостаточно, нужны основания структурно-грамматические для признания видовых пар словоизмененением. А этих структурно-грамматических оснований нет». Глаголы, различающиеся видом, имеют разные парадигмы форм. Так, глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени. Формы будущего времени у глаголов совершенного вида и несовершенного вида образуются по-разному. Следовательно, делать - сделать – это разные слова.
Е.С. Кубрякова: У глаголов совершенного вида и несовершенного вида есть смысловая асимметрия, несовпадение объёмов лексического значения, следовательно, нельзя говорить о формах одного слова. Например, многозначный глагол может иметь в разных своих значениях разные видовые пары.
Глаголы совершенного вида «беднее» и конкретнее по значению, а это невозможно было бы, если бы глаголы совершенного вида и несовершенного вида были формами одного и того же слова. Отсутствие стандарта – это тоже аргумент в пользу того, что вид – классифицирующая категория, члены видовой пары – это разные слова.
Способы глагольного действия.
В лингвистике принято различать общее видовое противопоставление (совершенный вид/несовершенный вид) и частные семантические (отчасти словообразовательные) группировки глаголов по признаку типа протекания действия. Ср., например, такие глаголы, как разбушеваться, размечтаться, разболеться, или глаголы состояния стоять, дремать, гордиться, злорадствовать.
Способы глагольного действия – это формально выраженные модификации исходного глагола (модификационное словообразование), иногда говорят, что это лексико-грамматические разряды глаголов (А.В. Бондарко, Л.Л. Буланин), которые содержат какую-либо характеристику обозначаемого действия. Например, петь – спеть (видовая пара); запеть - попеть – допеть – приставки придают дополнительные характеристики обозначенному действию, то есть характеризуют действие с разных сторон: начало, конец, продолжительность (способы глагольного действия).
Классификация способов глагольного действия:
Временны'е способы глагольного действия указывают на ограничение действия во времени (начало действия - запеть, лимитированный способ глагольного действия, указывающий на временные рамки действия, – поплавать; оконченность действия – отцвести).
Количественные способы глагольного действия: глаголы однократного действия – мигнуть; глаголы многократного действия – сиживать, говаривать, имеют только форму прошедшего времени; слова со значением неинтенсивного, кратковременного действия – припугнуть, всплакнуть.
Результативные способы глагольного действия: завершение конечной фазы действия – дочитать, достучаться; охват действием всего объекта, интенсивность – изрисовать, изранить.
Способ глагольного действия как лексико-грамматический разряд охватывает лишь часть глагольной лексики, причём только производные глаголы. Способ глагольного действия отвечает на вопрос, как протекает действие, как оно распределяется во времени, каков способ его осуществления. Бо'льшая часть глаголов, входящих в способ глагольного действия, – одновидовые. До недавнего времени способы глагольного действия понимались как значения вида, и только Ю.С. Маслов предложил отграничить их внутри категории вида.
Способы глагольного действия, как и категория вида, – это факты внутриглагольного словообразования.
- Предисловие
- Оглавление
- Раздел I. Морфемика и словообразование 16
- Раздел II. Морфология 59
- Рабочая программа дисциплины «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология»
- Цели освоения дисциплины
- Место курса в структуре ооп вуза
- Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
- Содержание дисциплины
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 1. Домашние задания (предполагаются по всем темам практических занятий):
- 2. Самостоятельные работы:
- 3. Контрольные работы и контрольные тесты:
- Учебно-методическое обеспечение Литература Основная
- Дополнительная
- Словари и справочники
- Методические рекомендации для преподавателя
- Боброва г.А. Морфемика: Задания для самостоятельной подготовки студентам 2 курса филологического факультета. Омск, 1989.
- Методические указания для студентов
- Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- Раздел I. Морфемика и словообразование
- Занятие 1. Введение в морфемику. Виды и статус морфем.
- Основа слова и словоформы
- Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Членимость и производность основ Литература Основная
- Дополнительная
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 1 Морфемный анализ слов
- Занятие 4. Способы словообразования в современном русском языке* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 2 Словообразовательный анализ слов
- Занятие 5. Единицы словообразовательной системы и структуры. Словообразовательный тип* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 6. Особенности современного словопроизводства. Неузуальное словообразование (потенциальные слова и окказионализмы)* Литература
- Теоретические сведения
- Причины появления неологизмов:
- Вопросы и темы для рефератов
- Задания
- Занятие 7. Морфонологические особенности словообразования* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Приложения к Разделу I «Морфемика и словообразование»
- План морфемного анализа слов
- План словообразовательного анализа слов
- Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфемике и словообразованию
- Избранные научные статьи по морфемике и словообразованию
- Заметки по русскому словообразованию
- Активные процессы современного словопроизводства
- Об основной единице словообразовательной системы языка
- Трудные случаи членения слов
- Словарь уникальных морфем современного русского языка
- 1. Вопрос об уникальных морфемах в современной лингвистике
- Словообразование. Основные понятия
- Метафорическая мотивация в русском словообразовании
- Введение в морфологию Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Система частей речи в русском языке Вопросы
- Занятие 2. Имя существительное: общая характеристика. Лексико-грамматические разряды имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Лексико-грамматические разряды имён существительных (лгр).
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Категория рода имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест № 1 Род имен существительных (возможен 1,2 и более правильных ответов)
- Занятие 4. Категория падежа имен существительных. Морфологический анализ имен существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопрос о количестве падежей.
- Вопросы
- Задания
- Контрольная работа по теме «Имя существительное»
- Варианты контрольных заданий
- Занятие 5-6 Имя прилагательное* Литература
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест «Имя прилагательное»
- 8. Найдите прилагательные, которые образуют сравнительную степень.
- 9.Найдите прилагательные, от которых можно образовать простую превосходную степень.
- 10. Найдите правильный вариант образования относительного прилагательного.
- Занятие 7-8 Местоимение как часть речи* Литература
- Вопросы
- Задания
- Занятие 9 Категория состояния как часть речи Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Категория вида.
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Задания
- Образец морфологического разбора
- II. Имя прилагательное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- III. Имя числительное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- IV. Местоимение План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- V. Категория состояния План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VI. Глагол План морфологического разбора инфинитива
- Образец морфологического разбора инфинитива
- План морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- Образец морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- План морфологического разбора причастия
- Образец морфологического разбора причастия
- План морфологического разбора деепричастия
- Образец морфологического разбора деепричастия
- VII. Наречие План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VIII. Служебные части речи Предлог План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Союз План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Частица План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Приложение 2 Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфологии
- Избранные научные статьи по морфологии
- Введение в грамматическое учение о слове
- § 5. Основные структурно-семантические типы слов
- § 7. Система частей речи и частиц речи в русском языке
- Рост аналитизма в морфологии
- Русский язык в зеркале языковой игры. Морфология Вводные замечания
- Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении.
- Глава III. Грамматическое оформление.
- О частях речи в русском языке