Теоретические сведения
Понятие словообразовательной системы языка (далее – СО) в самом общем виде может быть определено как совокупность взаимосвязанных единиц СО, функционирующих на определенном этапе его развития.
Что же является основной единицей системы СО? В качестве СО единиц в современном языкознании рассматриваются разные языковые факты:
А.Н. Тихонов: «Элементарная единица СО системы – СО пара. Производное слово – единица лексики, а не СО. Основная единица системы – СО тип».
Е.С. Кубрякова, Е.А. Земская: «Основная единица – производное слово».
В.В. Лопатин, И.С. Улуханов: основная единица структуры – формант, основная единица системы – СО тип.
Н.А. Янко-Триницкая: основная единица системы – деривационный шаг.
Итак, основная минимальная единица системы СО - это производное слово, так как в системе производности результатом является производное слово, оно – конечный результат и цель процесса СО.
В составе производного слова вычленяется производящая основа и СО формант – средство, с помощью которого образовано новое слово.
Таким образом, производное слово хранит информацию о производящем слове, о СО модели, о СО средстве, о способе соединения базы с формантом, о типе СО значения.
Исходя из признания основной СО единицей производного слова, СО систему следует определить как особым образом организованную совокупность производных слов языка.
Понятие производности служит основой для формирования комплексных единиц системы СО, выражающих различные противопоставления. Комплексные единицы СО системы: СО пара, СО цепочка, СО парадигма, СО гнездо, СО тип, способ СО. Простейшая из комплексных единиц – СО пара.
СО пара – минимальная комплексная единица СО системы, совокупность двух однокоренных слов, находящихся в отношениях непосредственной производности: писать – переписать; белый – белить. В СО паре одно слово производящее, мотивирующее, другое – производное (мотивированное). Производное, как правило, сложнее по форме и/или содержанию, чем производящее.
СО цепь – комплексная единица СО, представляющая собой совокупность производных, упорядоченных отношениями последовательной мотивации или производности (каждое предыдущее слово является непосредственно производящим для следующего производного). Например, влага – влажный – влажнить – увлажнить – увлажнение. В цепях все компоненты цепи, кроме первого и последнего, двуфункциональны: они производны и производящи. Особенности первого и последнего состоят в однофункциональности: первое – непроизводное, но производящее, а последнее – наоборот. Исток СО цепи – всегда непроизводное слово. По длине и комбинации цепи могут быть самыми различными: это зависит от деривационного потенциала вершины - части речи, стилевой принадлежности, семантики. Так, многозначное слово может порождать по разным значениям разные цепи. Минимальный состав цепочки равен одной словообразовательной паре, максимальный включает в себя 7 членов. По данным А. Н. Тихонова, цепи из 7 звеньев встречаются редко. Для русского языка наиболее характерны цепи из 3 – 4 звеньев.
СО парадигма – совокупность слов, образованных от одной производящей основы, находящиеся на одной ступени производности. СО парадигма – это такая единица, для которой важна равная степень удаленности от конкретного производящего (кодеривация), кодериваты – слова, которые равно удалены от производящего. Ср.: кровь – кровный, кровь – кровавый, кровь – кровяной. В этих СО парах прилагательные являются кодериватами, поскольку они образованы от одного и того же производящего – существительного «кровь». Данные кодериваты составляют СО парадигму и находятся на первой ступени производности по отношению к вершине СО гнезда. Кодериваты могут находиться и на других ступенях производности. Например,
белый – белить – побелить,
забелить.
Глаголы «побелить, забелить», образованные от «белить», являются кодериватами и находятся на второй ступени производности от вершины СО гнезда – прилагательного «белый».
Вершина парадигмы, исходное производящее не входит в состав парадигмы, она может быть производной и непроизводной. Вершиной СО парадигмы может быть либо однозначное слово, либо конкретный ЛСВ многозначного слова. Между участниками парадигмы есть лексическая мотивация, но нет СО производности. Члены СО парадигмы не зависят друг от друга и равноправны.
СО гнездо - самая большая комплексная единица СО, представляющая собой совокупность всех производных от данного производящего, упорядоченная отношениями производности. Оно состоит из вершины (непроизводного слова) и дериватов разных ступеней производности:
смелый ----смелость
-----смело
-----смельчак
---смелеть ----осмелеть
---осмелиться
В гнезде есть слова с непосредственной производностью и опосредованной мотивацией. Данная единица построена по принципу иерархии. СО гнездо в идеале – совокупность СО парадигм, цепей и пар. В СО гнезде проявляются и парадигматические, и синтагматические связи производных слов. В качестве исходного слова могут выступать только непроизводные слова, стилистически нейтральные, однозначные или многозначные, членимые или нечленимые.
Некоторые исследователи (А.Н. Тихонов, В.В. Лопатин, И.С. Улуханов) называют в качестве основной единицы СО системы СО тип. Е.А. Земская называет СО тип основной ячейкой СО системы языка, так как именно в пределах СО типа происходит преимущественно образование новых слов.
СО тип – это схема построения слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических единиц, характеризующихся: а) общностью части речи непосредственно мотивирующих слов и б) формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении. Например, глаголы прыгнуть, свистнуть, толкнуть принадлежат к одному СО типу, так как они мотивируются глаголами (прыгать, свистеть, толкать) и имеют общий формант –ну- со словообразовательным значением однократности.
То общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, является словообразовательным значением слов этого типа; носителем словообразовательного значения является формант. Словообразовательное значение присуще слову в целом, а не отдельной словоформе. Словообразовательным является, например, значение становления признака, формально выраженное у глаголов на –еть (белеть, прочнеть, седеть).
Например, слова слоненок, медвежонок, негритенок и т. п. созданы на основе СО типа существительное + онок/-ёнок = существительное со значением «детеныш человека или животного».
СО тип может варьироваться по форме и по значению, что определяет наличие частных моделей и подтипов в рамках одного СО типа. Ср.: -онок или –ёнок(варьирование формы).
По разным основаниям словообразовательные типы делятся на ряд групп. В зависимости от характера деривационного значения различают две группы СО типов:
1) Лексическое значение производных тождественно значению производящих, но производные отличаются от производящих лишь принадлежностью к иной части речи (и, следовательно, синтаксической функцией). Явления такого рода польский лингвист Ежи Курилович предложил называть синтаксической деривацией, а соответствующие производные – синтаксическими дериватами. К области синтаксической деривации относятся такие СО типы, как:
отглагольные существительные со значением отвлеченного действия (типа раздумывание, переписывание, подборка, вывоз, ходьба)
отадъективные (те, которые образованы от прилагательного) прилагательные существительные со значением отвлеченного признака (типа веселость, синь, глушь, доброта, белизна)
отсубстантивные (отсуществительные) прилагательные, обозначающие общее отношение к тому, что названо производящей основой (типа вкусовой, грязевой, автомобильный, лесной)
2) Лексическое значение производных не тождественно значению производящих. Явления такого рода принято называть лексической деривацией, а соответствующие производные – лексическими дериватами.
Деление СО типов на область лексической и синтаксической деривации есть основное, принципиальное деление всей системы СО.
М. Докулил предлагает несколько иную классификацию СО типов. Он различает три группы типов: транспозиционные/нетранспозиционные; мутационные; модификационные.
Транспозиционные СО типы – это когда производное слово переходит в иную часть речи по сравнению с производящим. Вся сфера синтаксической деривации относится к транспозиционным типам.
К модификационным относятся такие типы, производные которых обозначают разного рода видоизменения (модификацию) значения производящей основы. Например, существительные со значением «детеныш», существительные женского пола по отношению к существительным мужского и др.
СО типы и подтипы могут иметь различную продуктивность, то есть способность служить образцом для производства новых слов. Типы и подтипы, по которым в современном языке активно образуются новые слова, являются продуктивными, соответственно, типы и подтипы, по которым в современном языке не образуются новые слова, являются непродуктивными.
Например, к продуктивному СО типу в СРЯ относится создание абстрактных существительных с суффиксом –ость от прилагательных: интеллигентность, порядочность, меркантильность, импозантность, толерантность.
К непродуктивному СО типу относится образование названий лиц от глаголов с помощью суффикса –тай: глашатай, оратай.
- Предисловие
- Оглавление
- Раздел I. Морфемика и словообразование 16
- Раздел II. Морфология 59
- Рабочая программа дисциплины «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология»
- Цели освоения дисциплины
- Место курса в структуре ооп вуза
- Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
- Содержание дисциплины
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 1. Домашние задания (предполагаются по всем темам практических занятий):
- 2. Самостоятельные работы:
- 3. Контрольные работы и контрольные тесты:
- Учебно-методическое обеспечение Литература Основная
- Дополнительная
- Словари и справочники
- Методические рекомендации для преподавателя
- Боброва г.А. Морфемика: Задания для самостоятельной подготовки студентам 2 курса филологического факультета. Омск, 1989.
- Методические указания для студентов
- Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- Раздел I. Морфемика и словообразование
- Занятие 1. Введение в морфемику. Виды и статус морфем.
- Основа слова и словоформы
- Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Членимость и производность основ Литература Основная
- Дополнительная
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 1 Морфемный анализ слов
- Занятие 4. Способы словообразования в современном русском языке* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 2 Словообразовательный анализ слов
- Занятие 5. Единицы словообразовательной системы и структуры. Словообразовательный тип* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 6. Особенности современного словопроизводства. Неузуальное словообразование (потенциальные слова и окказионализмы)* Литература
- Теоретические сведения
- Причины появления неологизмов:
- Вопросы и темы для рефератов
- Задания
- Занятие 7. Морфонологические особенности словообразования* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Приложения к Разделу I «Морфемика и словообразование»
- План морфемного анализа слов
- План словообразовательного анализа слов
- Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфемике и словообразованию
- Избранные научные статьи по морфемике и словообразованию
- Заметки по русскому словообразованию
- Активные процессы современного словопроизводства
- Об основной единице словообразовательной системы языка
- Трудные случаи членения слов
- Словарь уникальных морфем современного русского языка
- 1. Вопрос об уникальных морфемах в современной лингвистике
- Словообразование. Основные понятия
- Метафорическая мотивация в русском словообразовании
- Введение в морфологию Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Система частей речи в русском языке Вопросы
- Занятие 2. Имя существительное: общая характеристика. Лексико-грамматические разряды имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Лексико-грамматические разряды имён существительных (лгр).
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Категория рода имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест № 1 Род имен существительных (возможен 1,2 и более правильных ответов)
- Занятие 4. Категория падежа имен существительных. Морфологический анализ имен существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопрос о количестве падежей.
- Вопросы
- Задания
- Контрольная работа по теме «Имя существительное»
- Варианты контрольных заданий
- Занятие 5-6 Имя прилагательное* Литература
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест «Имя прилагательное»
- 8. Найдите прилагательные, которые образуют сравнительную степень.
- 9.Найдите прилагательные, от которых можно образовать простую превосходную степень.
- 10. Найдите правильный вариант образования относительного прилагательного.
- Занятие 7-8 Местоимение как часть речи* Литература
- Вопросы
- Задания
- Занятие 9 Категория состояния как часть речи Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Категория вида.
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Задания
- Образец морфологического разбора
- II. Имя прилагательное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- III. Имя числительное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- IV. Местоимение План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- V. Категория состояния План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VI. Глагол План морфологического разбора инфинитива
- Образец морфологического разбора инфинитива
- План морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- Образец морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- План морфологического разбора причастия
- Образец морфологического разбора причастия
- План морфологического разбора деепричастия
- Образец морфологического разбора деепричастия
- VII. Наречие План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VIII. Служебные части речи Предлог План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Союз План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Частица План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Приложение 2 Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфологии
- Избранные научные статьи по морфологии
- Введение в грамматическое учение о слове
- § 5. Основные структурно-семантические типы слов
- § 7. Система частей речи и частиц речи в русском языке
- Рост аналитизма в морфологии
- Русский язык в зеркале языковой игры. Морфология Вводные замечания
- Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении.
- Глава III. Грамматическое оформление.
- О частях речи в русском языке