Задания
Упражнение 1. Распределите слова в зависимости от характера различий между производящей и производной основами (чередование, интерфиксация, усечение, наложение, наращение).
Разрядить, возня, поклон, шепот, гаишник, чествовать, живучий, негритёнок, затяжной, завтрашний, дочерний, хранилище, приготовление, сожжение, страдалец, будильник, китайчонок, брянский, пальтовый, бордовый.
Упражнение 2. Охарактеризуйте морфонологические явления, сопутствующие образованию данных слов.
Движение, очерчивать, подытожить, здешний, сновидение, провидческий, кофейник, огневой, жвачка, замышлять, хлопотун, поклон, жилец, улыбчивый, трещина, питомец, манговый, лиловатый, прыжок, пушок, сладкоежка, кинуть, курский, подписка, неслух, безвременный, певучий, дюралюминиевый.
Итоговая контрольная работа по словообразованию
Задания
Задание 1. Сделайте по плану (см. Приложение 2) словообразовательный анализ подчёркнутых производных слов. Отметьте, если есть, случаи множественной мотивации.
Задание 2. Постройте словообразовательные цепочки для слов, выделенных жирным шрифтом.
Вариант 1.
Тут Филипп Филиппович вынул из-за воротничка хвост блестящей изломанной салфетки и, скомкав, положил ее рядом с недопитым стаканом красного вина. Укушенный тотчас поднялся и поблагодарил: «Мерси».
- Минутку, доктор! – приостановил его Филипп Филиппович, вынимая из кармана брюк бумажник. Он прищурился, отсчитал белые бумажки и протянул их укушенному со словами: - Сегодня вам, Иван Арнольдович, сорок рублей причитается. Прошу!
Пострадавший от пса вежливо поблагодарил и, краснея, засунул деньги в карман пиджака. (М. А. Булгаков)
Вариант 2.
Христос сказал: убогие блаженны,
Завиден рок слепцов, калек и нищих,
Я их возьму в надзвездные селенья,
Я сделаю их рыцарями неба
И назову славнейшими из славных…
Пусть! Я приму! Но как же те, другие,
Чьей мыслью мы теперь живем и дышим,
Чьи имена звучат нам, как призывы?
Искупят чем они свое величье,
Как им заплатит воля равновесья?
Иль Беатриче стала проституткой,
Глухонемым – великий Вольфганг Гете
И Байрон – площадным шутом…о ужас! (Н. Гумилев)
Вариант 3.
Сам Иван Максимович несколько нескромно называет себя – сантехник, а вообще он дежурит в бойлерной. Через двое суток на третьи выпадает дежурить в ночь. И как раз ночные-то смены он очень любит.
Домина, под которым бойлерная, огромный, сколько там людей разных!.. И вот – ночь: магазины закрыты, а кто-то, допустим, поругался с женой, кто-то затосковал так, что хоть криком кричи… Да мало ли? Куда человеку деваться с растревоженной душой? Ведь она же болит, душа-то. Зубы заболят ночью, и то мы сломя голову бежим в эти, в круглосуточные-то, где их рвут, а с душой куда? Где тебя послушают, посочувствуют? К дяде Ване, в бойлерную. Там у него уютно, тепло… Трубы, много труб, в трубах тихонько поет и потрескивает, как в печке. огонек тусклый под потолком… Возле стены, в нише, удобный лежак, старенький тулуп раскинут, подушка. (В.М. Шукшин)
Вариант 4.
По утрам неприятнее всего было умываться. В прихожей несло морозом от соломы, плавал, как битое стекло, лед в рукомойнике. Кузьма порой принимался за чай, вымыв только руки, и со сна казался совсем стариком. От нечистоты и холода он сильно похудел и поседел за осень. Похудели руки, кожа на них стала тоньше, глянцевитее, покрылась какими-то мелкими лиловыми пятнышками.
Утро было серое. Под затвердевшим серым снегом серой была и деревня. Серыми мерзлыми лубками висело на перекладинах под крышами пунек белье. Намерзало возле изб – лили помои и выкидывали золу. (И.А. Бунин)
- Предисловие
- Оглавление
- Раздел I. Морфемика и словообразование 16
- Раздел II. Морфология 59
- Рабочая программа дисциплины «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология»
- Цели освоения дисциплины
- Место курса в структуре ооп вуза
- Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
- Содержание дисциплины
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 1. Домашние задания (предполагаются по всем темам практических занятий):
- 2. Самостоятельные работы:
- 3. Контрольные работы и контрольные тесты:
- Учебно-методическое обеспечение Литература Основная
- Дополнительная
- Словари и справочники
- Методические рекомендации для преподавателя
- Боброва г.А. Морфемика: Задания для самостоятельной подготовки студентам 2 курса филологического факультета. Омск, 1989.
- Методические указания для студентов
- Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- Раздел I. Морфемика и словообразование
- Занятие 1. Введение в морфемику. Виды и статус морфем.
- Основа слова и словоформы
- Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Членимость и производность основ Литература Основная
- Дополнительная
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 1 Морфемный анализ слов
- Занятие 4. Способы словообразования в современном русском языке* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 2 Словообразовательный анализ слов
- Занятие 5. Единицы словообразовательной системы и структуры. Словообразовательный тип* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 6. Особенности современного словопроизводства. Неузуальное словообразование (потенциальные слова и окказионализмы)* Литература
- Теоретические сведения
- Причины появления неологизмов:
- Вопросы и темы для рефератов
- Задания
- Занятие 7. Морфонологические особенности словообразования* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Приложения к Разделу I «Морфемика и словообразование»
- План морфемного анализа слов
- План словообразовательного анализа слов
- Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфемике и словообразованию
- Избранные научные статьи по морфемике и словообразованию
- Заметки по русскому словообразованию
- Активные процессы современного словопроизводства
- Об основной единице словообразовательной системы языка
- Трудные случаи членения слов
- Словарь уникальных морфем современного русского языка
- 1. Вопрос об уникальных морфемах в современной лингвистике
- Словообразование. Основные понятия
- Метафорическая мотивация в русском словообразовании
- Введение в морфологию Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Система частей речи в русском языке Вопросы
- Занятие 2. Имя существительное: общая характеристика. Лексико-грамматические разряды имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Лексико-грамматические разряды имён существительных (лгр).
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Категория рода имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест № 1 Род имен существительных (возможен 1,2 и более правильных ответов)
- Занятие 4. Категория падежа имен существительных. Морфологический анализ имен существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопрос о количестве падежей.
- Вопросы
- Задания
- Контрольная работа по теме «Имя существительное»
- Варианты контрольных заданий
- Занятие 5-6 Имя прилагательное* Литература
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест «Имя прилагательное»
- 8. Найдите прилагательные, которые образуют сравнительную степень.
- 9.Найдите прилагательные, от которых можно образовать простую превосходную степень.
- 10. Найдите правильный вариант образования относительного прилагательного.
- Занятие 7-8 Местоимение как часть речи* Литература
- Вопросы
- Задания
- Занятие 9 Категория состояния как часть речи Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Категория вида.
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Задания
- Образец морфологического разбора
- II. Имя прилагательное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- III. Имя числительное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- IV. Местоимение План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- V. Категория состояния План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VI. Глагол План морфологического разбора инфинитива
- Образец морфологического разбора инфинитива
- План морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- Образец морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- План морфологического разбора причастия
- Образец морфологического разбора причастия
- План морфологического разбора деепричастия
- Образец морфологического разбора деепричастия
- VII. Наречие План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VIII. Служебные части речи Предлог План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Союз План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Частица План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Приложение 2 Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфологии
- Избранные научные статьи по морфологии
- Введение в грамматическое учение о слове
- § 5. Основные структурно-семантические типы слов
- § 7. Система частей речи и частиц речи в русском языке
- Рост аналитизма в морфологии
- Русский язык в зеркале языковой игры. Морфология Вводные замечания
- Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении.
- Глава III. Грамматическое оформление.
- О частях речи в русском языке