Теоретические сведения
Объем и границы глагольной лексемы. Определение глагола в русской грамматике.
Первоначально слово глагол обозначало речь человека вообще (В.И. Даль).
Глагол как часть речи характеризуется сложной морфологической системой. Своеобразие глагола заключается в том, что его лексема состоит из нескольких парадигм:
инфинитив;
личные формы (формы наклонений);
причастные формы;
деепричастие.
Эти составляющие очень разнородны и в значении, и в словоизменении, и в синтаксических функциях.
Значение форм, составляющих глагольную лексему.
Формы наклонений (личные формы) обозначают: отношение действий к носителю, который либо предполагается (пишу, пишешь), либо исключается (вечереет, дует, смеркается – безличные глаголы); отношение действий к объективной действительности (изъявительным наклонением выражается реальное действие, сослагательным и повелительным – нереальное).
В школьной грамматике под глаголом понимаются только личные формы.
Инфинитив противопоставлен личным формам, так как он ничего не говорит о носителе, не выражает категорий, поэтому носит название «неопределённая форма». Инфинитив может выступать в функции любого члена предложения.
Причастия обозначают второстепенный, побочный глагольный признак, сопутствующий основному. При этом носители действия (субъекты) могут быть тождественными (то есть совпадать) или различаться: Мальчик, бегущий мимо, улыбнулся мне // Я улыбнулся бегущему мимо мальчику.
Деепричастие также обозначает побочный признак, а именно обстоятельственный, но носитель этого признака обязательно является носителем и основного глагольного признака. Грамматическое требование таково: деепричастие должно относиться к тому же лицу, к которому относится глагол.
Ядром глагольной лексемы являются спрягаемые формы глагола.
Спряжение – это изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам.
В изъявительном наклонении возможно изменение по временам, в настоящем и будущем времени происходит изменение по лицам и числам. В прошедшем времени происходит изменение по числам, а в единственном числе - по родам.
В сослагательном наклонении возможно изменение по числам и в единственном числе - по родам.
В повелительном наклонении возможно изменение по числам (формообразующий постфикс -те – показатель множественного числа).
Подчеркнём, что глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам, а глаголы настоящего/будущего времени – по родам.
Запомните алгоритм определения глагольного спряжения и некоторые сложные случаи.
Поставить ударение в личной форме глагола. Если у глагола есть приставка вы-, то отбросить её и ещё раз проверить, куда падает ударение. Если ударение в личной форме глагола падает на окончание, то глаголы с ударными е, у/ю – это глаголы 1 спряжения, а с ударными и, а/я – второго спряжения.
Если ударение в личной форме глагола не падает на окончание, для определения спряжения глагол ставят в неопределённую форму. Глаголы на –ить (кроме брить, стелить, зиждиться) относятся ко 2 спряжению. К этому же спряжению относят 11 глаголов-исключений (гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть) и все префиксальные производные от них.
Остальные глаголы относятся к 1 спряжению (в том числе и названные брить, стелить, зиждиться).
Помните, что причастная форма движимый с суффиксом 2 спряжения происходит от устаревшего глагола движити, а не от глагола двигать.
Помните, что существует небольшое количество разноспрягаемых глаголов. Они совмещают окончания обоих спряжений. Это глаголы хотеть, бежать (и все префиксальные производные от них), брезжить, есть, надоесть, дать, создать. Глагол чтить относится ко 2 спряжению, однако в 3 лице множественного числа имеет два равноправных окончания – чтят (2 спряжение) и чтут (1 спряжение).
К неспрягаемым формам глагола относятся инфинитив, причастные формы, деепричастие: у них нет категорий лица и наклонения. Из неспрягаемых форм особняком стоят причастия, так как они склоняются, причём склонение происходит по типу прилагательного.
Разнообразие синтаксических функций глагола.
Личные формы выполняют функцию предиката (сказуемого); причастие выполняет атрибутивную функцию (функция определения или именной части сказуемого);деепричастия – атрибутивная функция (обстоятельство); инфинитив может выполнять любую синтаксическую функцию.
Возникает вполне закономерный вопрос: по каким признакам такие разные формы объединяются в одну глагольную лексему?
Рассмотрим структурно-грамматические основания, которые позволяют «не дробить» глагольную лексему на разные части речи:
все четыре формы объединяет общее грамматическое значение действия (только в личных формах и инфинитиве значение действия представлено в «чистом виде», в неличных – осложнено идеей признака);
категории вида и залога присущи всем формам, и спрягаемым и неспрягаемым; эти морфологические показатели объединяют эти формы.
Залог: Иван строит дачу // Дача строится Иваном - личные формы;
Иван, строящий дачу // Дача, строящаяся Иваном – причастие.
Вид: записать – записывать (инфинитив); записавший – записывавший (причастие); записав – записывая (деепричастие); запишу – записываю (личные формы).
синтаксические функции предиката присущи всем формам глагола, но больше всего «претензий» к причастиям и деепричастиям, так как они обозначают признак: ср. черный дом – чернеющая ночь.
Однако существуют кардинальные отличия прилагательных от причастий: причастие обозначает процессуальный признак, то есть признак временной (непостоянный), прилагательное обозначает вневременной, непроцессуальный признак (постоянный).
Деепричастие имеет значение добавочного, сопутствующего действия.
Итак, глагол – часть речи, обозначающее действие как процесс или процессуальный признак предмета, выражающая это значение в грамматических категориях вида и залога и выполняющая в предложении предикативную и атрибутивную функции.
- Предисловие
- Оглавление
- Раздел I. Морфемика и словообразование 16
- Раздел II. Морфология 59
- Рабочая программа дисциплины «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология»
- Цели освоения дисциплины
- Место курса в структуре ооп вуза
- Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
- Содержание дисциплины
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 1. Домашние задания (предполагаются по всем темам практических занятий):
- 2. Самостоятельные работы:
- 3. Контрольные работы и контрольные тесты:
- Учебно-методическое обеспечение Литература Основная
- Дополнительная
- Словари и справочники
- Методические рекомендации для преподавателя
- Боброва г.А. Морфемика: Задания для самостоятельной подготовки студентам 2 курса филологического факультета. Омск, 1989.
- Методические указания для студентов
- Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- Раздел I. Морфемика и словообразование
- Занятие 1. Введение в морфемику. Виды и статус морфем.
- Основа слова и словоформы
- Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Членимость и производность основ Литература Основная
- Дополнительная
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 1 Морфемный анализ слов
- Занятие 4. Способы словообразования в современном русском языке* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 2 Словообразовательный анализ слов
- Занятие 5. Единицы словообразовательной системы и структуры. Словообразовательный тип* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 6. Особенности современного словопроизводства. Неузуальное словообразование (потенциальные слова и окказионализмы)* Литература
- Теоретические сведения
- Причины появления неологизмов:
- Вопросы и темы для рефератов
- Задания
- Занятие 7. Морфонологические особенности словообразования* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Приложения к Разделу I «Морфемика и словообразование»
- План морфемного анализа слов
- План словообразовательного анализа слов
- Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфемике и словообразованию
- Избранные научные статьи по морфемике и словообразованию
- Заметки по русскому словообразованию
- Активные процессы современного словопроизводства
- Об основной единице словообразовательной системы языка
- Трудные случаи членения слов
- Словарь уникальных морфем современного русского языка
- 1. Вопрос об уникальных морфемах в современной лингвистике
- Словообразование. Основные понятия
- Метафорическая мотивация в русском словообразовании
- Введение в морфологию Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Система частей речи в русском языке Вопросы
- Занятие 2. Имя существительное: общая характеристика. Лексико-грамматические разряды имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Лексико-грамматические разряды имён существительных (лгр).
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Категория рода имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест № 1 Род имен существительных (возможен 1,2 и более правильных ответов)
- Занятие 4. Категория падежа имен существительных. Морфологический анализ имен существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопрос о количестве падежей.
- Вопросы
- Задания
- Контрольная работа по теме «Имя существительное»
- Варианты контрольных заданий
- Занятие 5-6 Имя прилагательное* Литература
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест «Имя прилагательное»
- 8. Найдите прилагательные, которые образуют сравнительную степень.
- 9.Найдите прилагательные, от которых можно образовать простую превосходную степень.
- 10. Найдите правильный вариант образования относительного прилагательного.
- Занятие 7-8 Местоимение как часть речи* Литература
- Вопросы
- Задания
- Занятие 9 Категория состояния как часть речи Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Категория вида.
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Задания
- Образец морфологического разбора
- II. Имя прилагательное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- III. Имя числительное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- IV. Местоимение План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- V. Категория состояния План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VI. Глагол План морфологического разбора инфинитива
- Образец морфологического разбора инфинитива
- План морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- Образец морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- План морфологического разбора причастия
- Образец морфологического разбора причастия
- План морфологического разбора деепричастия
- Образец морфологического разбора деепричастия
- VII. Наречие План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VIII. Служебные части речи Предлог План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Союз План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Частица План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Приложение 2 Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфологии
- Избранные научные статьи по морфологии
- Введение в грамматическое учение о слове
- § 5. Основные структурно-семантические типы слов
- § 7. Система частей речи и частиц речи в русском языке
- Рост аналитизма в морфологии
- Русский язык в зеркале языковой игры. Морфология Вводные замечания
- Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении.
- Глава III. Грамматическое оформление.
- О частях речи в русском языке