logo
Анатирование пособие 2010

Курсы развития творческого воображения и креативности – заочно

Есть два пути движения вперед. Первый – это постепенное нарастание положительных (отрицательных) изменений, когда вам (или некоей массе людей) нужно фиксированное время для привыкания к новому положению вещей. Тогда все идет более-менее мягко, без потрясений. Возникают внутренние противоречия, они разрешаются постепенно. В экономике такой путь называется еще экстенсивным. Этот путь мы хорошо знаем. К нему привыкли. Дедушка Брежнев воспитал целое поколение на таких устоях.

Второй – это путь скачков, рывков вперед, сразу появляется новое качество. В экономике такой путь имеет название интенсификации, в психологии – квантового рывка. То есть, между очередными состояниями нет долгого промежутка, раз – и мы сталкиваемся с доселе невиданным и непонятным явлением. Возникает состояние шока и, конечно же, первоначального неприятия (или чувства счастья от преодоления себя и самопринятия). Это естественно, в нас срабатывает механизм психологической защиты, страха перед тем, что неизвестно, а потому кажется опасным. Нужно время, чтобы привыкнуть и принять новое положение вещей.

Особенностью времени, в котором мы живем, является проявление обоих путей развития. Но все более начинает превалировать второй путь – путь квантовых скачков. На практике это знаменуется появлением совершенно неожиданных решений в самых разных областях деятельности. В экономике – это неожиданные новые материалы и технологии, в социальной области – новые формы организации взаимодействия людей, в гуманитарных сферах – новые РR-технологии обучения, мотивации людей. Разобраться бы в этом, увидеть бы эти тенденции, понять, как это все можно использовать для себя. Поняв, оценив перспективы, надо ловить удачу за вихор, использовать новые возможности.

Путь креативно мыслящих людей – это квантованность. Для рождения новой идеи необходима некая неопределенность, некое отсутствие логики. По сути своей логика – это постепенность, предсказуемый переход из одного состояния в другое. Есть причина и есть следствие, можно оглянуться назад и кое-что скорректировать, пояснить подробнее. Ясно видна линейность мыслительного процесса. Квантованность – это почти необъяснимо. Это за пределами логики. Это сразу – готовый результат. А почему он такой – не знаю, получилось и все. Это уже не линейное, это системное мышление. Благодаря системному мышлению совершаются открытия и изобретения, приходят в голову новые идеи, рождаются произведения искусства и литературы. У каждого бывает такое вот проявление системности мышления, не каждый понимает суть этого, не всегда можно оценить собственный мыслительный процесс. Для проверки вашей способности системно мыслить приведу простой пример-задачу. Попробуйте шестилетнему ребенку пояснить суть такого философского понятия, как ‘отрицание отрицания’ так, чтобы он понял. Как раз на этом понятии работает вечный двигатель прогресса.

У всех обычно развито линейное, логическое мышление. Тому причиной сама повседневная деятельность человека, процесс его социализации с детских лет. Почти все мы – правши. Работа правой стороны тела обусловлена левым полушарием мозга. Левое полушарие ответственно у человека за логику. Правое полушарие отвечает за образное мышление. Думать – означает перескакивание внутренних рассуждений между правым и левым полушариями и создание некоего законченного логико-образного конструкта. Хочешь – не хочешь, но, работая правой рукой, мы стимулируем и развиваем левое полушарие, а значит, и свои логические способности. В этом нет ничего плохого, мы создали вокруг себя логический мир. Он удобен, почти предсказуем, им можно управлять. Но это статический мир. Как известно, долго устойчивого состояния быть не может. Все равно внутренние противоречия выводят из устойчивого состояния. Для развития необходимы качественные изменения. Вот тут и делают погоду системно мыслящие люди – правополушарные или те, кто работает над развитием правого полушария, ответственного за творческие способности. Они предлагают новую идею. Потом они (или другие) логически обтесывают новую идею, приспосабливают к реалиям. Происходит технологический прорыв – и опять все привыкают к новому устойчивому состоянию. Скажите, кто откажется сейчас от преимуществ мобильного телефона перед пейджером? Кто предпочтет пластиковым сумкам и пакетам матерчатые самоделки? Кто захочет слушать только ‘народных’ артистов, а остальные пусть не существуют? Кто согласен признать только одно мнение, а остальные считать ненужными?

Парадокс в том, что изменения вокруг нас начинают происходить все быстрее. Все больше спрос на креативно мыслящих людей. И в ближайшее десятилетие этот спрос будет только возрастать. Причем, эти люди будут составлять элиту общества и постепенно вытеснят нынешнюю элиту, мотивированную индустриально-потребительско-жлобскими убеждениями. Вперед вырывается тот, кто предложит наиболее современную идею. Обычно такая идея напрочь отменяет старые подходы и старую технологию. Она становится наиболее полезной и популярной среди людей, более эффективной для использования. В дальнейшем мы придем к тому, что сами изменения будем принимать как постоянство, а значит, научимся жить в квантованном мире, в мире постоянных изменений, в мире разворачивающегося разнообразия, причем с самыми неожиданными поворотами. Посмотрите на маленьких детей – их трудно поразить чем-то, они все воспринимают одинаково естественно и принимают как должное. Их ум еще не забит логическими схемами и поведением “как нужно”.

Наша задача – понимать новые правила нового времени. Это не значит – подражать и копировать кого-то. Это значит – быть собой, проявлять себя, реализовывать себя, учиться системному подходу, раскрывать и развивать свои способности. Чем мы и занимаемся с переменным успехом в нашей Школе. Но главное – стремление к творческому подходу в жизни мы определили.