§17. Комплекс упражнений для подготовки к синхронному переводу
Синхронный перевод, то есть устный перевод синхронно с речью оратора (с небольшим отставанием), занимает различное место в системе обучения разных школ перевода. В одних школах это навык, который приобретается попутно, в ходе обучения устному последовательному переводу (Гейдельберг, Гермерсхайм и др.); в других синхронный перевод считается самым сложным переводческим умением и его осваивают на заключительном этапе обучения (Сорбонна). Структура русского рынка такова, что переводчику приходится владеть и навыком последовательного, и навыком синхронного перевода, причем последовательный в работе ему встречается чаще.
Специальные упражнения, нацеленные на освоение синхрона, помогают преодолеть сложности, связанные с этим видом перевода: работу в сверхдефиците време-ни; ограниченность последующего контекста; необхо-димость порождать речь на одном языке одновременно с восприятием на другом; специфику работы в прямом эфире.
Ниже дается краткое описание упражнений, которые, как обычно, расположены по возрастанию сложности:
- Профессиональный
- Издательство «союз»
- К читателю
- Питер Трент, мэр города Уэстмаунт
- Глава 1 чему должен учиться переводчик
- §1. Можно ли научиться переводу?
- §2. «Не жизнь, а учеба»
- §3. Родной язык
- §4. Моральный кодекс переводчика
- §5. Этика — искусство поведения
- §6. Теория? Нужна!
- §7. Эрудиция
- §8. Толмач и писарь
- §9. Кто нас научит?
- Глава 2 устный перевод
- §1. Состав обучения
- §2. Учебные установки в группе
- §3. Преподавательские установки
- §4. Упражнения по мнемотехнике
- Упражнение 1. Слова
- Упражнение 2. Ряды чисел
- Упражнение 3. Топонимы
- Упражнение 4. Имена
- Упражнение 5. Реалии-деньги и реалии-меры
- Упражнение 6. Мнемообразы
- Упражнение 7. Мнемостихи
- Упражнение 8. «Снежный ком»
- Упражнение 9. Запоминание текста
- Операции
- Смешанный тренинг по мнемотехнике на материале предложения и смоделированной ситуации
- §5. Тренировка переключения на другой язык
- §6. Тренировка переключения на разные типы кодирования
- §8. Выработка активного навыка сочетания транскрипции и перевода
- §9. Наращивание активного запаса соответствий частотной лексики
- 9.1. Общие замечания
- 9.2. Контрастивная топонимика
- §9. Наращивание активного запаса соответствий... 73
- 9.3. Личные имена
- 9.4. Лингвоэтнические соответствия
- §9. Наращивание активного запаса соответствий... 79
- 9.6. Термины общественной жизни и клишированная сочетаемость в этой сфере
- §9. Наращивание активного запаса соответствий. 83
- 9.7. Работа над лексикой по тематическим группам
- §10. Синтаксическое развертывание
- §11. Речевая компрессия
- §12. Применение комплексных видов трансформации
- 12.1. Описательный перевод
- 12.2. Генерализация
- 12.3. Антонимический перевод
- 12.4. Компенсация
- §13. Устный перевод с листа
- §14. Освоение текстовых жанров в устном переводе
- 14.1. Специфика устных жанров
- 14.1.2. Интервью
- §14. Освоение текстовых жанров в устном переводе 105
- 14.1.4. Публичная речь
- §14. Освоение текстовых жанров в устном переводе 109
- Глава 2. Устный перевод
- §14. Освоение текстовых жанров в устном переводе 111
- §15. Тренинг двустороннего перевода
- §15. Тренинг двустороннего перевода
- §16. Техника синхронизации видеоряда
- §17. Комплекс упражнений для подготовки к синхронному переводу
- Упражнение 1. Аудирование со счетом
- Упражнение 2.Эхо-повтор
- Упражнение 3. « Прогнозирование »
- §17. Комплекс упражнений.
- §18. Многоязычная конференция
- §19. Игровой метод в обучении устному последовательному переводу
- §20. Техника «теории смысла»
- §21. Переводческая нотация, или сокращенная запись
- §21. Переводческая нотация, или сокращенная запись
- §22. Стратегия и тактика исправления ошибок в устном переводе
- §23. Материалы и техническое обеспечение занятий
- §24. Проверочные испытания
- §1. Состав обучения
- 1.1. Традиционные методики
- §1. Состав обучения
- §1. Состав обучения
- §1. Состав обучения
- §2. Учебные и преподавательские установки 145
- §2. Учебные и преподавательские установки
- §3. Переводческий анализ
- 3.1. Вдохновение и расчет
- 3.2. Предпереводческий анализ
- 3.2.5. Речевой жанр
- 3.3. Аналитический вариативный поиск
- 3.4. Анализ результатов перевода