Эксплицитность и имплицитность смысла
Эксплицированный смысл представлен в произведении вербально (словесно), однако в литературном произведении часто содержание представляется имплицитно, когда оно не имеет материального выражения..
Содержательно-подтекстовая информация (СПИ), в отличие от содержательно-фактуальной (СФИ) и содержательно-концептуальной (СКИ), в художественном тексте имеет факультативный характер. На имеющуюся в тексте СПИ обязательно есть авторское указание (вербальный намек), например, в рассказе «Дама с собачкой» Чехов пишет: «Гурова рано женили», - что означает несамостоятельность принятия героем данного шага и заставляет читателя домысливать жизненную ситуацию персонажа по предложенному автором пути.
Пресуппозицией, или презумпцией (от лат. prae ‘перед’ и suppositio ‘подкладывание’ praesumptio, ‘предположение’), являются такие компоненты высказываний, которые являются истинными и общеизвестными – самоочевидные и тривиально истинные. Пресуппозитивная семантика выводится из текста, она основывается на тексте произведения.
Импликация (от лат. implicatio ‘вплетение’) представляет собой выводы, которые делаются по большей части на основании внетекстовых и внеязыковых знаний.
Вопросы и задания
Сформулируйте, что означает слово информация, проверьте себя по толковым словарям. Проблемы, связанные с категорией информативности текста.
Информативность в разных стилях речи. Особенности информативности художественного текста.
Охарактеризуйте типы информации художественного текста, выделенные И.Р. Гальпериным, соотнесите их с типологией Л. В. Бабенко, Н.А. Николиной.
Выделите разные типы информации в стихотворении А.Ахматовой, как в произведении они взаимодействуют друг с другом? Есть ли в стихотворении содержательно-подтекстовая информация? Напишите связный аргументированный подробный ответ.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
1912
Прочитайте рассказ И.А. Бунина «Un petit accident». Каково, по Вашему мнению, глубинное содержание произведения? Ответ аргументируйте текстом рассказа.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Государственный образовательный стандарт
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Учебная программа Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Место дисциплины в учебном процессе
- Структура содержания учебного плана
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Лингвистический минимум
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Рабочая программа
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Рекомендации по самостоятельной работе
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям
- Практическое занятие 1 Филология и филологический анализ текста. Функциональные стили русской речи и литературно-художественный стиль
- Об искусстве слова и филологии
- Практическое занятие 2 Основные категории и свойства текста
- Практическое занятие 3 Категория информативности. Информативность художественного текста. Скрытый смысл в художественном тексте
- Эксплицитность и имплицитность смысла
- Un petit accident
- Практическое занятие 4 Понятие связности в соотношении с цельностью художественного текста
- Necessitas, vis, libertas1 барельеф
- Занятия 5-6 Художественное время и пространство
- Категория художественного пространства Отражение авторской позиции в пересечении хронотопических координат
- Занятие 7 Типы повествователей в художественном тексте.
- Занятие 9 Сравнительный анализ стихотворного и прозаического произведений (а. С. Пушкин. «Обвал» и «Путешествие в Арзрум»)
- Путевые очерки "Путешествие в Арзрум"
- Вопросы и задания для самостоятельной работы (кср) Занятие 1 Художественный стиль среди других стилей речи
- Занятие 2 (из часов кср) Авторское намерение и право интерпретатора
- Занятие 3 (из часов кср). Проверочная работа. Связность и цельность художественного текста
- Занятие 5 (из часов кср) Особенности «малых» жанров литературы
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для самопроверки
- Лингвистический анализ художественного текста.
- Контрольная работа Содержание контрольной работы по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Задачи контрольной работы:
- Примерный план анализа художественного текста:
- Образцы филологического анализа текста:
- Тексты для анализа
- Бал у графини X...
- А. Белый
- Писассо
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Примерные темы курсовых работ
- Литература по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Карта книгообеспеченности
- Литература из списка эбс
- Карта обеспеченности умк