Занятие 9 Сравнительный анализ стихотворного и прозаического произведений (а. С. Пушкин. «Обвал» и «Путешествие в Арзрум»)
1. Переписать в тетрадь два текста: «Обвал» и отрывок со слов «Дорога шла через обвал...» до слов «То-то он был ужасен...» из «Путешествия в Арзрум» (гл.1, примерно лист до главы 2, один абзац).
2. Используя план филологического анализа текста, сделать сравнительный анализ стихов и прозы, обратив внимание на:
а) звуковую организацию текстов;
б) словесный уровень (слово в стихах и прозе);
в) грамматические особенности двух типов речи.
3. Сделать полный филологический анализ стихотворения «Обвал» А. С. Пушкина.
4. Вспомнить следующие теоретические понятия: эпитет, типы эпитетов; метафора, развернутая метафора; аллитерация и ассонанс; субъект речи, типы субъектов речи в лирике и эпосе; физическая точка зрения субъекте речи (Б. О. Корман); объект речи; стихотворный размер, метр, ритм, типы рифмы, стопа, строфа; пейзажная и философская лирика; явления поэтического синтаксиса.
5. Записать связный филологический вывод как результат анализа стихотворения А. С. Пушкина "Обвал".
6. Продумать систему вопросов для анализа данного стихотворения в школе. Предложить наиболее эффективные приемы филологического анализа по отношению к данному тексту (желательно в ходе анализа).
Примечание:
1. В целях самостоятельности сравнительного и полного анализа текстов желательно не прибегать к критической литературе (за исключением исторической справки и словарей).
2. Старосты групп должны назначить одного студента, который будет ведущим в организации анализа текста в аудитории (в роли учителя).
3. Занятие состоится только в том случае, если у каждого студента будут в тетради два текста (стихотворный и прозаический).
Пушкин А.С.
ОБВАЛ
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Оттоль сорвался раз обвал
И с тяжким грохотом упал
И всю теснину между скал
Загородил.
И Терека могущий вал
Остановил.
Вдруг истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев,
Но задних волн упорный гнев
Прошиб снега.
Ты затопил, освирепев,
Свои брега.
И долго прорванный обвал
Неталой грудою лежал,
И Терек злой под ним бежал
И пылью вод
И шумной пеной орошал
Ледяный свод.
И путь но нем широкий шел:
И конь скакал, и влекся вол,
И своего верблюда вел
Степной купец,
Где ныне мчится лишь Эол,
Небес жилец. (1827-30)
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Государственный образовательный стандарт
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Учебная программа Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Место дисциплины в учебном процессе
- Структура содержания учебного плана
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Лингвистический минимум
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Рабочая программа
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Рекомендации по самостоятельной работе
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям
- Практическое занятие 1 Филология и филологический анализ текста. Функциональные стили русской речи и литературно-художественный стиль
- Об искусстве слова и филологии
- Практическое занятие 2 Основные категории и свойства текста
- Практическое занятие 3 Категория информативности. Информативность художественного текста. Скрытый смысл в художественном тексте
- Эксплицитность и имплицитность смысла
- Un petit accident
- Практическое занятие 4 Понятие связности в соотношении с цельностью художественного текста
- Necessitas, vis, libertas1 барельеф
- Занятия 5-6 Художественное время и пространство
- Категория художественного пространства Отражение авторской позиции в пересечении хронотопических координат
- Занятие 7 Типы повествователей в художественном тексте.
- Занятие 9 Сравнительный анализ стихотворного и прозаического произведений (а. С. Пушкин. «Обвал» и «Путешествие в Арзрум»)
- Путевые очерки "Путешествие в Арзрум"
- Вопросы и задания для самостоятельной работы (кср) Занятие 1 Художественный стиль среди других стилей речи
- Занятие 2 (из часов кср) Авторское намерение и право интерпретатора
- Занятие 3 (из часов кср). Проверочная работа. Связность и цельность художественного текста
- Занятие 5 (из часов кср) Особенности «малых» жанров литературы
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для самопроверки
- Лингвистический анализ художественного текста.
- Контрольная работа Содержание контрольной работы по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Задачи контрольной работы:
- Примерный план анализа художественного текста:
- Образцы филологического анализа текста:
- Тексты для анализа
- Бал у графини X...
- А. Белый
- Писассо
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Примерные темы курсовых работ
- Литература по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Карта книгообеспеченности
- Литература из списка эбс
- Карта обеспеченности умк