Практическое занятие 2 Основные категории и свойства текста
Вопросы и задания
1. Выпишите из разных источников определение текста, сравните с определением И.Р. Гальперина, все ли критерии ученого сохранили актуальность?
2. Прочитайте тексты В. Солоухина из цикла «Камешки на ладони», ответьте на вопросы
Проанализируете длину текстов.
- какова минимальная длина текста?
- какая языковая единица способна выполнять функции текста?
- ответьте на вопрос: Текст > или = чему? Составьте формулу.
- что является строительным материалом текста 4; текста 5; текста 6?
- Можно ли установить минимальный размер текста? Отвечая на этот вопрос, опирайтесь на личную филологическую эрудицию.
Текст 1
Записная книжка – протез памяти.
Текст 2
Банально, но все-таки, если прислушаться, самый зловещий из всех земных звуков – тиканье часов.
Текст 3
Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, теперь вечными перьями пишут гусиные.
Текст 4
Читая некоторые книги, я как на оселке правлю свой язык. На иных книгах правлю гражданскую совесть.
Текст 5
Эпитеты – одежда слов. Они лишают слово его первозданного звучания. Они избаловали нас. Мы уже плохо воспринимаем слово как таковое: осень, море, трава. Нам необходимы подпорки: трава зеленая, сухая, прелая, душистая; осень золотая, ранняя, ненастная, серая, теплая…
Текст 6
Известно, что мухомор – гриб ядовитый. И вот люди про него пишут: Своим ярким, бросающимся в глаза видом он как бы предупреждает: «Осторожно, не трогайте меня, я – ядовит!»
Поистине великая самонадеянность человека, все привыкшего мерить своей меркой. Да мухомор вовсе про нас и не думает. Может юыть, этот гриб ярок для того, чтобы вовремя броситься в глаза лосю, для которого он – лекарство.
3. Прочитайте в учебнике Н.А. Николина. Филологический анализ текста. М. 2003 главу «Художественный текст как объект филологического анализа. Признаки художественного текста» (с.11-24),
выполните зад. 2 (с. 23), подберите свои примеры одностиший В. Вишневского / других авторов, проанализируйте их в соответствии с критериями текста;
подберите свои примеры для иллюстрации особенностей художественного текста
4. Составьте сравнительную таблицу признаков текста по И.Р. Гальперину и Н.А. Николиной. В чем своеобразие художественного текста? Какие отличительные свойства художественного текста следует добавить к выделенным Н.А. Николиной?
Литература
Бабенко, Л.Г., Казарин, Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста: Учебник. Практикум. – 4 –е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 40-45.
Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981. – 139 с.
Н.А. Купина, Н.А. Николина. Филологический анализ художественного текста. Практикум. – М.: Флинта. Наука, 2003. – 408 с.
Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003. – 256 с. (С. 223 — 234).
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Государственный образовательный стандарт
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Учебная программа Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Место дисциплины в учебном процессе
- Структура содержания учебного плана
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Лингвистический минимум
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Рабочая программа
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Рекомендации по самостоятельной работе
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям
- Практическое занятие 1 Филология и филологический анализ текста. Функциональные стили русской речи и литературно-художественный стиль
- Об искусстве слова и филологии
- Практическое занятие 2 Основные категории и свойства текста
- Практическое занятие 3 Категория информативности. Информативность художественного текста. Скрытый смысл в художественном тексте
- Эксплицитность и имплицитность смысла
- Un petit accident
- Практическое занятие 4 Понятие связности в соотношении с цельностью художественного текста
- Necessitas, vis, libertas1 барельеф
- Занятия 5-6 Художественное время и пространство
- Категория художественного пространства Отражение авторской позиции в пересечении хронотопических координат
- Занятие 7 Типы повествователей в художественном тексте.
- Занятие 9 Сравнительный анализ стихотворного и прозаического произведений (а. С. Пушкин. «Обвал» и «Путешествие в Арзрум»)
- Путевые очерки "Путешествие в Арзрум"
- Вопросы и задания для самостоятельной работы (кср) Занятие 1 Художественный стиль среди других стилей речи
- Занятие 2 (из часов кср) Авторское намерение и право интерпретатора
- Занятие 3 (из часов кср). Проверочная работа. Связность и цельность художественного текста
- Занятие 5 (из часов кср) Особенности «малых» жанров литературы
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для самопроверки
- Лингвистический анализ художественного текста.
- Контрольная работа Содержание контрольной работы по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Задачи контрольной работы:
- Примерный план анализа художественного текста:
- Образцы филологического анализа текста:
- Тексты для анализа
- Бал у графини X...
- А. Белый
- Писассо
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Примерные темы курсовых работ
- Литература по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Карта книгообеспеченности
- Литература из списка эбс
- Карта обеспеченности умк