logo
УМК ФАТ ИвшинаТ

Занятие 5 (из часов кср) Особенности «малых» жанров литературы

Вопросы и задания

1. Стихотворение в прозе как особый жанр литературы

I. Особенности жанра стихотворений в прозе запишите в виде таблицы (черты стихотворной и прозаической речи).

2. Проверьте знание терминов по словарю:

Анафора, подхват, аллитерация, ключевое слово, лексико-семантический ряд, синтагма, рамка, рефрен, стихотворение в прозе (жанр), параллелизм, антитеза, ритмическая проза, логическое ударение, контекстуальные синонимы, инверсия, абзац.

Какие еще тропы и синтаксические фигуры следует знать для проведения качественного аналиа литературного произведения?

3. Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Особенности идиостиля писателя. Место жанра «стихотворение в прозе» в творчестве И. С. Тургенева.

4. Проанализируйте "Стой !" И. С. Тургенева с точки зрения смысловой и ритмико-интонационной целостности миниатюры:

- Разделите текст на смысловые отрезки. Найдите основной смысловой центр произведения. Выделите ключевые слова, несущие основную нагрузку.

- Укажите противопоставленные смыслы.

- Проследите, как на лексическом уровне в каждом отрезке текста развиваются основные темы. Какие?

- Как композиция текста подчинена его семантике?

- Проведите анализ ритмико-интонационной организации текста.

- Какова роль рефрена в миниатюре?

5. Жанровое своеобразие эпиграммы.

- Прочитайте экспромт А.С. Пушкина и самоэпиграмму. Как в них отражается биографический автор?

НАДПИСЬ НА СТЕНЕ БОЛЬНИЦЫ

Вот здесь лежит больной студент;

Его судьба неумолима.

Несите прочь медикамент:

Болезнь любви неизлечима!

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,

С любовью, леностью провел веселый век.

Не делал доброго, однако ж был душою,

Ей-богу, добрый человек.

- Сравните эпиграммы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, охарактеризуйте их с точки зрения содержания и формы.

Эпиграмма <Эпиграмма на Ф. Булгарина 1>

Не то беда, Авдей Флюгарин, Россию продает Фадей

Что родом ты не русский барин, Не в первый раз, как вам известно,

Что на Парнасе ты цыган, Пожалуй, он продаст жену, детей,

Что в свете ты Видок Фиглярин: И мир земной, и рай небесный,

Беда, что скучен твой роман. Он совесть продал бы за сходную цену,

Да жаль, заложена в казну.

А.С. Пушкин

<Эпиграмма на Ф. Булгарина II>

Россию продает Фадей

И уж не в первый раз, злодей

М.Ю. Лермонтов

6. Подготовьте сообщение об эпиграммах В. Гафта (В. Вишневского и др. авторов по выбору).

7. Подготовьте сообщения (индивидуальные задания):

- Редкие поэтические жанры (моностих, дистих, стихотворная миниатюра) в русской классической поэзии.

- Жанры «чужой» поэзии (хокку/хайку, сясейбун и др.). Специфические особенности языка (принцип «великого в малом», ритм, сакральность каждого слова, тематика, «клишированность» тем, «сезонное слово», выраженность субъекта речи; правила сложения хокку-трехстиший).

- Попробуйте написать свою стихотворную миниатюру в стиле хокку

- История жанра хокку в духовной культуре Японии. Поэтика жанра.

Методические рекомендации учителю при подготовке урока о японских хокку (7 класс):

а) знакомство с историей жанра;

б) интеграция поэзии, живописи, прикладного искусства (расписные ширмы сёхэй, интерьера стиля сёин, икебана, соломенные циновки и т.п.), образования и светского этикета ("искусство общения");

в) испытание творческих возможностей учащихся в этом уникальном способе поэтического выражения ( хокку, хайку, сясэйбун).

Примечание: Принесите на занятие любой наглядный материал, связанный с духовной культурой Японии (живопись, предметы быта, каллиграфия, икебана).

Литература

И.С. Тургенев. Стой! ( 1879 г.)

Словари лингвистических и литературоведческих терминов, толковый словарь.

  1. Справочники и словари по литературоведению.

  2. Японские трехстишья. Хокку, М., 1980.

  3. Одинокий сверчок. Классические японские трехстишья хайку. М., 1987. Вступительная статья А. Долина).

  4. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977 (Библиотека всемирной литературы).

  5. Станислав Ежи Лец. Фрашки // Вопросы литературы. Ноябрь-декабрь. 1996, С. 364 – 369.