logo
УМК ФАТ ИвшинаТ

Категория художественного пространства Отражение авторской позиции в пересечении хронотопических координат

Вопросы и задания

  1. Прочитайте главу «Художественное пространство» в учебном пособии Н.А. Николиной, сделайте краткий конспект.

  2. Подготовьте ответ на вопросы:

- свойства физического пространства; -

- свойства художественного пространства

  1. Перепишите в тетрадь отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», проанализируйте отрывок.

- Докажите целостность текста.

- На какие части можно разделить отрывок?

- Выпишите парами слова, характеризующие восприятие объекта изображения с разных точек зрения, кому принадлежат эти точки зрения? Найдите оппозиции на лексическом, образном (стилистическом) уровнях текста.

- Характеристика пространства с точки зрения персонажа (Евгения), где находится его точка наблюдения?

- Присутствует ли другая точка зрения в отрывке, кому она принадлежит?

- В чем смысл протвопоставления разных взглядов на фигуру Петра?

- Сделайте вывод об авторской позиции, каким образом она представлена в отрывке?

Евгений вздрогнул. Прояснились В нем страшно мысли. Он узнал И место, где потоп играл, Где волны хищные толпились, Бунтуя злобно вкруг него, И львов, и площадь, и того, Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Под морем город основался... Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?5

4. Прочитайте рассказ А. П. Чехова «Спать хочется». Для анализа рассказа можно воспользоваться материалом упр. 296 из «Практикума» Н.А. Купиной и Н.А. Николиной.

Охарактеризуйте художественное пространство рассказа:

- физическое пространство Варьки,

- ирреальное пространство (в полуснах).

Ключевой зрительный образ рассказа.

Как организация пространства помогает объективировать точку зрения?

  1. Николина, Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003. – С. 144- 155.

  2. Н.А. Купина, Н.А. Николина. Филологический анализ художественного текста. Практикум. – М.: Флинта. Наука, 2003.

  3. Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Учебное пособие. – Ижевск, 2003. – С. 18-23.