Категория художественного пространства Отражение авторской позиции в пересечении хронотопических координат
Вопросы и задания
Прочитайте главу «Художественное пространство» в учебном пособии Н.А. Николиной, сделайте краткий конспект.
Подготовьте ответ на вопросы:
- свойства физического пространства; -
- свойства художественного пространства
Перепишите в тетрадь отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», проанализируйте отрывок.
- Докажите целостность текста.
- На какие части можно разделить отрывок?
- Выпишите парами слова, характеризующие восприятие объекта изображения с разных точек зрения, кому принадлежат эти точки зрения? Найдите оппозиции на лексическом, образном (стилистическом) уровнях текста.
- Характеристика пространства с точки зрения персонажа (Евгения), где находится его точка наблюдения?
- Присутствует ли другая точка зрения в отрывке, кому она принадлежит?
- В чем смысл протвопоставления разных взглядов на фигуру Петра?
- Сделайте вывод об авторской позиции, каким образом она представлена в отрывке?
Евгений вздрогнул. Прояснились В нем страшно мысли. Он узнал И место, где потоп играл, Где волны хищные толпились, Бунтуя злобно вкруг него, И львов, и площадь, и того, Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Под морем город основался... Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?5
4. Прочитайте рассказ А. П. Чехова «Спать хочется». Для анализа рассказа можно воспользоваться материалом упр. 296 из «Практикума» Н.А. Купиной и Н.А. Николиной.
Охарактеризуйте художественное пространство рассказа:
- физическое пространство Варьки,
- ирреальное пространство (в полуснах).
Ключевой зрительный образ рассказа.
Как организация пространства помогает объективировать точку зрения?
Николина, Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003. – С. 144- 155.
Н.А. Купина, Н.А. Николина. Филологический анализ художественного текста. Практикум. – М.: Флинта. Наука, 2003.
Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Учебное пособие. – Ижевск, 2003. – С. 18-23.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Государственный образовательный стандарт
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Учебная программа Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Место дисциплины в учебном процессе
- Структура содержания учебного плана
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Лингвистический минимум
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Рабочая программа
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Рекомендации по самостоятельной работе
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям
- Практическое занятие 1 Филология и филологический анализ текста. Функциональные стили русской речи и литературно-художественный стиль
- Об искусстве слова и филологии
- Практическое занятие 2 Основные категории и свойства текста
- Практическое занятие 3 Категория информативности. Информативность художественного текста. Скрытый смысл в художественном тексте
- Эксплицитность и имплицитность смысла
- Un petit accident
- Практическое занятие 4 Понятие связности в соотношении с цельностью художественного текста
- Necessitas, vis, libertas1 барельеф
- Занятия 5-6 Художественное время и пространство
- Категория художественного пространства Отражение авторской позиции в пересечении хронотопических координат
- Занятие 7 Типы повествователей в художественном тексте.
- Занятие 9 Сравнительный анализ стихотворного и прозаического произведений (а. С. Пушкин. «Обвал» и «Путешествие в Арзрум»)
- Путевые очерки "Путешествие в Арзрум"
- Вопросы и задания для самостоятельной работы (кср) Занятие 1 Художественный стиль среди других стилей речи
- Занятие 2 (из часов кср) Авторское намерение и право интерпретатора
- Занятие 3 (из часов кср). Проверочная работа. Связность и цельность художественного текста
- Занятие 5 (из часов кср) Особенности «малых» жанров литературы
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для самопроверки
- Лингвистический анализ художественного текста.
- Контрольная работа Содержание контрольной работы по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Задачи контрольной работы:
- Примерный план анализа художественного текста:
- Образцы филологического анализа текста:
- Тексты для анализа
- Бал у графини X...
- А. Белый
- Писассо
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Примерные темы курсовых работ
- Литература по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Карта книгообеспеченности
- Литература из списка эбс
- Карта обеспеченности умк