Занятия 5-6 Художественное время и пространство
Вопросы и задания
1. Прочитайте раздел в учебном пособии Н.А. Николиной «Филологический анализ текста раздел «Художественной время», сделайте краткий конспект. Подготовьте ответы на вопросы:
- время физическое и художественное;
- особенности категории художественного времени.
2. Прочитайте в пособии Б.О. Кормана раздел «Временная точка зрения».
3. Прочитайте рассказ А. Аверченко «Бал у графини Х…». Выполните упр. 374 из «Практикума» Н.А. Купиной и Н.А. Николиной.
4. Охарактеризуйте время и пространство в стихотворениях молодого глазовского поэта Р. Ефремова из альбома «Европейский дневник» [http://lito.ru/sbornik/6138] (можно выбрать любое стиъотворение)
Копенгаген
Сырость в воздухе, сырость…
Спрятав тучу в карман,
Море в гости просилось
К разноцветным домам.
А дома отвечали:
«Мы и сами – вода,
Ведь на этом причале
Мы стояли всегда,
И когда-нибудь время
Нам укажет на дверь –
Будем вместе со всеми
Там, где туча теперь».
____
Сырость в воздухе, сырость…
Этот город для нас
Как рубашка на вырост,
Как далёкий Парнас.
Не для русского глаза
Этот красочный мир –
Послесловие сказок,
Позабытых людьми.
В убегающей в море
Новой гавани мы
Как разносчики хвори,
Как посланцы зимы.
____
Серебристые крыши,
Паруса, фонари –
Лишь проекция высшей
Красоты изнутри,
Лишь развитие чувства,
Перекинутый к нам
Через пропасть кощунства
Шаткий мост колдуна,
По которому чудо
Переходит туда,
Где мечтают, оттуда,
Где сияет звезда.
____
Чайки в воздухе, чайки
Призывают: «Живи!»
Белокурой датчанке,
У которой в крови
Эти сказки и эта
Сырость, вовсе не жаль
Кандидата в поэты,
Мирового бомжа.
Словно солнце, усталый,
Грустный, словно луна,
Смотрит Андерсен старый
На неё из окна…
____
Сырость в воздухе, сырость…
Капли яда парят.
Мне сегодня приснилось,
Что я старый пират,
Что закончу бесславно
Свои годы в одном
Из трактиров Нюхавна
В глупой битве с вином.
И вольётся украдкой
В горло серого дня
Пустота, без остатка
Растворяя меня.
Охарактеризуйте время лирического героя (ситуация, в которой оказывается лирический герой), чем оно наполнено, за счет каких средств художественное время расширяется, укажте, если возможно, границы расширения. Сравните с другими стихотворениями из этого цикла.
5.. Выполните (устно) упр. 372, 375 из «Практикума» Н.А. Купиной и Н.А. Николиной
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Государственный образовательный стандарт
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Учебная программа Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Место дисциплины в учебном процессе
- Структура содержания учебного плана
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Лингвистический минимум
- По дисциплине «Филологический анализ текста»
- Рабочая программа
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Рекомендации по самостоятельной работе
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям
- Практическое занятие 1 Филология и филологический анализ текста. Функциональные стили русской речи и литературно-художественный стиль
- Об искусстве слова и филологии
- Практическое занятие 2 Основные категории и свойства текста
- Практическое занятие 3 Категория информативности. Информативность художественного текста. Скрытый смысл в художественном тексте
- Эксплицитность и имплицитность смысла
- Un petit accident
- Практическое занятие 4 Понятие связности в соотношении с цельностью художественного текста
- Necessitas, vis, libertas1 барельеф
- Занятия 5-6 Художественное время и пространство
- Категория художественного пространства Отражение авторской позиции в пересечении хронотопических координат
- Занятие 7 Типы повествователей в художественном тексте.
- Занятие 9 Сравнительный анализ стихотворного и прозаического произведений (а. С. Пушкин. «Обвал» и «Путешествие в Арзрум»)
- Путевые очерки "Путешествие в Арзрум"
- Вопросы и задания для самостоятельной работы (кср) Занятие 1 Художественный стиль среди других стилей речи
- Занятие 2 (из часов кср) Авторское намерение и право интерпретатора
- Занятие 3 (из часов кср). Проверочная работа. Связность и цельность художественного текста
- Занятие 5 (из часов кср) Особенности «малых» жанров литературы
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для самопроверки
- Лингвистический анализ художественного текста.
- Контрольная работа Содержание контрольной работы по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Задачи контрольной работы:
- Примерный план анализа художественного текста:
- Образцы филологического анализа текста:
- Тексты для анализа
- Бал у графини X...
- А. Белый
- Писассо
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Примерные темы курсовых работ
- Литература по дисциплине «Филологический анализ текста»
- Карта книгообеспеченности
- Литература из списка эбс
- Карта обеспеченности умк