logo
Теория и практика перевода 2003

23. Особенности перевода художественной литературы.

Процесс перевода требует изучения с когнитивных позиций, поскольку на современном этапе позиции лингвистики в построении обшей модели языка сохранили перманентность формализации.

         При разработке основных требований к переводческой адекватности художественной прозы важны системность изыскания, выявление особенностей сопоставительного анализа переводов, стремление к осмыслению проблемы адекватной передачи языка и стиля автора художественного текста и выбора оптимальных значений в языковой репрезентации коммуникантов.

         Особое внимание следует уделять социальной обусловленности языка произведений, проявлением которой является реализация контекстных форм языка  художественного  в английском и русском вариантах.

         Но, к сожалению, не все студенты неязыковых вузов имеют желание туч; иностранный язык. Практикуемый в неязыковых вузах перевод научно-технических текстов, изучение языка деловою общения, который позволяв будущим бизнесменам, бухгалтерам, экономистам и финансистам пользоваться им в рамках получаемой профессии, предполагает узкую специализацию в терминологии и соответствующие знания только в той или иной облает науки и техники.

         Другое дело художественный перевод или, точнее, перевод поэтических и художественных произведений Он резко отличается от других видов перевода и требует не просто использовать старое, заученное раз и навсегда, а предполагает речевое творчество. Ведь у разных людей получаются отличные по своим оценкам переводы одной и той же фразы.        Такой перевод - настоящее искусство, так как эстетический эффект достигается соответствующими языковыми средствами, в том числе ритмикой, рифмой и аллитерацией. Сам но себе перевод носит как бы «заданный характер»: переводчик должен сохранить неизменным содержание оригинального текста, его смысл, он не вправе воплотить какую-то свою программу. Несмотря на все эти встающие перед потенциальным переводчиком сложности, студенты с желанием пробуют свои силы.

         Перевод художественных произведений нелегкое дело, о поэзии можно долю спорить, и, по мнению, Р.К. Миньяр-Белоручева, к переводу поэтических произведений необходимо допускать только исключительно избранных. По желание стать на мгновение переводчику активизирует мыслительную деятельность, художественный вкус, расширяет кругозор, углубляет знания не только иностранного, но и русского языков.

         Стили художественный и научный представляют собой две полярно противоположные системы выражения. В письменном   литературном языке найдем прежде всего две большие группы его разновидностей: разные формы   языка   художественной    литературы  и   разные формы делового языка. Обращаясь к последним, мы видим здесь канцелярский язык, или стиль, язык законов, научный язык и другие. Иначе говоря, разнообразие речи, создаваемой человеческим коллективом объединяется в две контрастные группы: речь художественная и нехудожественная. Эта контрастность находит свое воплощение в ряде признаков, составляющей основу художественного и научного стилей.

         В самом характере художественного и научного мышления как разных способов познания действительности наблюдается функциональное различие. Функция научного мышления состоит в осознании мира через его логическое освоение; функция художественного мышления – осознание мира через понимание его путем творческого воссоздания. В научном мышлении творческая фантазия дает толчок движению мысли, прокладывая ей путь к образованию понятий, выраженных абстрактно, в формулах всеобщности. В художественном мышлении творческая фантазия созидает художественнее целое, она ведет к формированию образов и символов – конкретных и вместе с тем многозначных.

         Научное и художественное мышление выработали свои, специфические способы организации языкового материала. Явная и скрытая образность слов, столь характерная и необходимая для стиля художественной речи, не является органической частью научных произведений, поскольку она порождает ненужные ассоциации, затрудняет понимание существа описываемого явления.  Образность, являясь спецификой литературных творений, их организующим, конструктивным   элементом, отличает художественную поэзию и прозу от прозы научной. Научное изложение воспроизводит не образы, но логические суждения, поставленные в причинно-следственную взаимосвязь. Иначе говоря, научный и художественный стили различны по своим установкам на экспрессивное   и  эмоциональное качества.

         Научный и художественный  стили речи  демонстрируют полярность не только такой стилевой черты, как образность - отсутствие образности, но также и полярность  типа: субъективная оценочность - объективная нейтральность;   динамичность - статичность; ярко выраженная индивидуальность - отсутствие  индивидуальности.

         И все же, несмотря на глубокие функциональные различия художественного и научного мышления, художественного и научного стилей речи, между ними существует много общего.               

         Как научное, так и художественное творчество обладают (хотя и в разной степени) элементами фантазии: «служа ученым, фантазия создала молекулы, атомы, эфир и по немногим сохранившимся в пластах земли остаткам костей и отпечатков листвы создала допотопных животных и первобытные папоротниковые леса... Гипотеза ученого есть плод не только логических соображений  и выводов, но и фантазия.  Сила поэта  есть та же фантазия».

         Художественное и научное мышление как два способа познания действительности имеют единую, однородную направленность; они находятся в органической взаимосвязи, границы между ними не абсолютны, «...мы находим между наукой и искусством различие только в тех методах, какими они пользуются. Метод науки — анализ;   метод  искусства — синтез. Наука путем сравнений, сопоставлений, соотношений пытается разложить явления мира на их составные элементы. Искусство   путем  аналогий  жаждет  связать элементы мира в некоторые целые».

         Связь между наукой и искусством определяется в первую очередь тем, что и наука, и искусство отражают вне нас существующий реальный, объективный мир, производят исследование окружающего мира, обогащают человека знаниями на различных этапах эволюции человеческого общества.

         В результате черт сходства, обнаруживаемых между научным и художественным мышлением, мы находим, что элементы художественного стиля глубоко проникают в языковую ткань научных работ и обратно: нетрудно обнаружить строгую научность изложения в ряде художественных произведений.