logo
занятие 9-10 / Антипов_Русский язык и культура речи

Предисловие

Настоящий учебно-методический комплекс призван помочь студенту современного вуза в освоении основных теоретических положений курса «Русский язык и культура речи».

Как известно, специфика курса «Русский язык и культура речи», введенного в рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на всех факультетах вузов, в том числе и негуманитарных, состоит в его практической направленности, что объясняется необходимостью подготовки специалистов в любой сфере профессиональной деятельности, владеющих не только нормами русского литературного языка, но и навыками эффективного, незатруднительного общения. Однако тот факт, что современная теоретическая концепция культуры речи как самостоятельной филологической дисциплины включает в себя разработку все новых и новых аспектов описания культурно-речевой ситуации, заставляет совершенствовать вузовские курсы и в теоретическом направлении – в свете корректировки тех программ речеведения, которые не могут не раскрывать актуальные тенденции развития и, в целом, изменения теоретических линий осмысления научной проблематики.

Наверное, один из самых значимых вопросов современной культуры речи как вузовской дисциплины состоит в том, какую культуру речи предпочесть? Отражая активные процессы, связанные с методологическими потрясениями современной лингвистической науки, современная культура речи уже не мыслит свой исследовательских объект исключительно в связи задачами описания феномена правильной речи. Круг ее научных интересов простирается в направлении концептуального расширения теории и методологии научного поиска. И современная программа этой речеведческой дисциплины должна отражать существенные научные достижения. Отсюда ключевая задача предлагаемого нами комплекса – систематизировать важнейшие гипотезы и решения культуры речи, поставить их в соответствие современным методикам изучения вопросам, тесно связанных с культурно-речевой проблематикой.

Определению ведущих теоретических линий посвящена первая часть учебно-методического комплекса – Учебное пособие, в котором затрагиваются наиболее спорные моменты современной теоретической концепции культуры речи.

Первая линия изложения теоретического материала связана с речеведческой проблематикой культуры речи, традиционно соотносимой с учением о коммуникативных качествах речи, предметом которого является языковая структура в ее коммуникативно-системном освещении. С этих позиций рассмотрение вопросов культуры речи, опираясь на весь круг лингвистических наук, а также на этику, психологию, логику, эстетику и социологию, обобщает мотивированное функционирование средств языка, оптимальных для достижения коммуникативных задач в определенной ситуации речевого общения. В результате раскрываются явления функциональной (коммуникативной) системности языка – речи, варианты стилевой и жанровой стратификации функционирующих коммуникативных систем как показателей внутринациональных типов речевой культуры, а также особенно актуальные для описания современной языковой ситуации случаи субкультурной интерференции.

Второй подход, развиваемый авторским коллективом, связан с теоретическими представлениями о содержании нормативного (ортологического) компонента речевой культуры. В частности, формулируемые в учебном пособии положения когнитивной ортологии отстаивают рабочую гипотезу о том, что современная культура речи исследует правила функционирования языка не просто как основного средства общения, но в первую очередь как процесса формирования и выражения мысли, определенного вида ментальной, речемыслительной деятельности человека. Подобные перспективы культурно-речевого анализа языка ставят проблематику речеведческой дисциплины в широкий теоретический контекст задач функциональной лингвистики. Актуальность и значимость стратегий функциональной научно-исследовательской парадигмы для культуры речи, тесно связанной с моделированием тенденций развития и функционирования языка, а также речевой деятельности человека во всем её многообразии, предполагает синтез коммуникативного и когнитивного направлений языкознания, общая модель которых представляет единство структур порождения и организации системы языка – речи (стиля, жанра и текста), то есть когнитивно-коммуникативную логику языка, речи и речевой деятельности. Поэтому особое внимание в учебном пособии уделяется проблеме культуры речемыслительной деятельности и связанным с данной проблемой вопросам ассоциативной природы языковых норм, их когнитивного и коммуникативного своеобразия.

В целом, учебное пособие, раскрывающее изложенное в Программах содержание лекционных занятий, систематизирует основной теоретический материал, что помогает студенту в самостоятельном изучении тем и вопросов, вынесенных на рассмотрение в разделах практических занятий, а также обеспечивает организацию деятельности студента при выполнении заданий Практикума.

Во второй части учебно-методического комплекса представлены Практикум и Программы культурно-речевых курсов для гуманитарных и негуманитарных факультетов. Практикум включает также задания контрольной работы, необходимые для установления рейтинга учебно-исследовательских способностей студентов. Принцип профессиональной ориентации в обозначении целей курса, учитывавшийся при составлении программ дисциплины, позволяет рассматривать содержание лекционных и семинарских занятий в качестве планов индивидуальной работы студентов.

Редактор