logo
занятие 9-10 / Антипов_Русский язык и культура речи

17. Контрольная работа

Задание 1. Изложить содержание теоретического вопроса.

Примечания. 1. Материал задания составляют вопросы, рекомендованные для изучения на семинарских занятиях (см. разделы Содержание практических занятий и Контрольные вопросы рабочих программ курса). 2. Реферативное исследование той или иной проблемы необходимо строить с опорой на библиографические указатели литературы к рабочим программам и учебному пособию.

1. Стилевые черты и стилистические нормы научного текста.

2. Общая характеристика официально-делового стиля.

3. Публицистический стиль: стилевые черты и их экспликация в языковых средствах.

4. Средства экспрессивности публицистического текста.

5. Разговорный стиль и разговорная речь. Коммуникативные и системно-структурные особенности разговорной речи.

6. Язык художественной литературы в системе функциональных стилей русского языка.

7. Основные черты русского литературного произношения. Лингвогеографические явления в орфоэпии. Динамика норм и стилей произношения.

8. Своеобразие норм ударения. Причины колебания норм ударения. Источники нарушения акцентологических норм.

9. Фонетическая стилистика. Стилистические приемы усиления звуковой организации речи.

10. Своеобразие лексических норм. Понятие смысловой точности речи.

11. Стилистическая дифференциация лексики русского языка.

12. Стилистическое использование в речи лексики ограниченной сферы распространения.

13. Стилистическое использование в речи лексики пассивного состава языка.

14. Стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, полисемантов, омонимов, паронимов.

15. Стилистические ресурсы фразеологии.

16. Лексические образные средства.

17. Речевые и стилистические ошибки в сфере лексики и фразеологии.

18. Словообразовательные нормы и стилистика. Вопрос о стилистически не оправданном использовании единиц словообразования.

19. Понятие морфологической нормы. Причины повышенной вариантности морфологических норм.

20. Вариантные и синонимичные формы различных частей речи: стилистическая окрашенность, условия выбора и использования.

21. Речевые ошибки и стилистические ошибки в сфере морфологии.

22. Стилистические ресурсы простого предложения. Типичные ошибки в строе простого предложения.

23. Стилистика сложного предложения.

24. Речевые и стилистические ошибки в сфере синтаксиса.

25. Синтаксические средства экспрессивной речи.

Задание 2. Представить стилистический анализ текста, принадлежащего указанному речевому жанру. Доказать стилевую определенность текста.

Примечание. Примерный план стилистического анализа текста. 1. Коммуникативно-прагматические признаки текста (стилеобразующие признаки (факторы) – социально-значимая сфера коммуникации, цель, содержание, адресованность текста, форма, вид речи, характер и тональность общения – и стилевые черты текста). 2. Речевые признаки текста (речевой строй текста – особенности речевой нормативности на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях). 4. Центральные и периферийные (несвойственные данному стилю) речевые признаки (причины их использования в анализируемом тексте). 5. Общий вывод о статусе текста в коммуникативно-прагматической и системно-структурной иерархии функциональных стилей (о функционально-стилевой, подстилевой и жанрово-ситуативной принадлежности текста.)

1. Стилизация разговорной речи в художественном тексте. 2. Научная статья по языкознанию. 3. Автобиография. 4. Рецензия на кинофильм. 5. Исковое заявление. 6. Рекламное объявление (любой рубрики). 7. Аннотация на книгу по литературоведению. 8. Школьный учебник. 9. Запись разговорной речи (любого жанра). 10. Рекламная статья . 11. Судебная речь (любого жанра). 12. Интервью. 13. Лекционная речь. 14. Деловое (служебное) письмо. 15. Научно-популярная статья по лингвистике. 16. Естественная письменная речь (письмо, записка, поздравление). 17. Социально-политическая речь (любого жанра). 18. Телефонный разговор. 19. Докладная записка. 20. Очерк. 21. Школьное сочинение. 22. Рецензия на статью, монографию по литературоведению. 23. Духовная проповедь. 24. Фельетон. 25. Дискутивно-полемическая речь.

Задание 3. На материале стилистического анализа художественного текста (любой формы и жанра) докажите тезис об «открытости» и особых речевых функциях языка художественной литературы. Охарактеризуйте тропы и фигуры речи, используемые в пределах анализируемого текста.

Задание 4. Дать нормативно-стилистическую оценку фонетических, лексических, морфологических, синтаксических вариантов: определить нормативность / ненормативность, равноправность / неравноправность колебания языковых норм.

Примечание. При выполнении задания используйте схему 1.

Уровни

языка

Равноправные

варианты

Неравноправные

варианты

Ненормативные варианты

Полные

Частичные

Стилисти

ческие

Семантические

Хронологические

Схема 1

1. Истекший – истёкший, оптовый – оптовый, опасный – опасливый, контральто (м.р.) – контральто (ср.р.), гулять вечерами – гулять по вечерам.

2. Танц[ые]вать – танц[а]вать, видение –видение, архаический – архаичный, ужасная забияка – ужасный – забияка, документ с подписью – документ за подписью.

3. Безнадежный – безнадёжный, алкоголь – алкоголь, длинный – длительный, тарелка супа – тарелка супу, слыть весельчаком – слыть за весельчака.

4. [Ж`ур`и] – [жур`и], свёкла – свекла, беспокойство – волнение – тревога – смятение, купить масло – купить масла, много учеников посетило – много учеников посетили.

5. Ж[ые]леть – ж[а]леть, шарфов – шарфов, высота – вышина, семь мальчиков – семеро мальчиков, большинсто учеников отсутствовало – большинство учеников отсутствовали.

6. Маневры – манёвры, по средам – по средам, возрождать – восстанавливать, лес величествен – лес величественен, два новых дома – два новые дома.

7. Оглашенный – оглашённый, волнам – волнам, теперь – сейчас – ныне – нынче – иначе, мок – мокнул, промокший – промокнувший, четыре новых автомобиля – четыре новые автомобиля.

8. Оседлый – осёдлый, развитый – развитый, ошибка – просчет – накладка – оплошка – ляп, машет – махает, три маминых книги – три мамины книги.

9. Ака[д`]емия – ака[д]емия, ржаветь – ржаветь, тяжелый – трудный, коленей – коленьев – колен, ждать трамвая – ждать трамвай.

10. Жаждущий – жаждующий, шасси – шасси, недотрога – мимоза – недотыка, из дома – из дому, на доме – на дому, знать историю – знать об истории.

11. То[чн]о – то[шн]о, коротка – коротка, жесткий – жестокий, вымпелы – вымпела, по несколько человек – по нескольку человек.

12. Ску[чн]о – ску[шн]о, углубить – углубить, вылечить – излечить – исцелить – поднять (на ноги), крепкого чая – крепкого чаю, по пять книг – по пяти книг.

13. Моло[чн]ая – моло[шн]ая, отзыв – отзыв, следовательно – итак – таким образом – стало быть – стало – значит – выходит – следственно, встретить спутника – встретить спутник, по предъявлении документа – по предъявлению документа.

14. Горчи[чн]ик – горчи[шн]ик, феномен – феномен, особа – персона – лицо – фигура – птица, купить хлеба – купить хлеб, скучать о друге – скучать по другу.

15. Ла[з`]ер – ла[з]ер, шёлковый – шелковый, очень – весьма – сильно – здорово – больно – шибко, апельсинов – апельсин, оплачивать за проезд – оплачивать проезд.

16. Эксп[р]ессивный – эксп[р`]ессивный, пломбировать – пломбировать, принять – предпринять, девочка красивая – девочка красива, по приезду – по приезде.

17. А[сф]альт – а[св]альт, на дом – на дом, долгий – продолжительный – длинный – длительный – долговременный, низовий – низовьев, несколько человек явились – несколько человек явилось.

18. [Т`]емп – [т]емп, творог – творог, натуральный – естественный, баржей – барж, по нему – по нем.

19. [Д`]екан – [д]екан, за стенами – за стенами, удачный – успешный – счастливый – благополучный, дверями – дверьми, лекция на тему – лекция по теме.

20. Серде[чн]ый – серде[шн]ый, торгов – торгов, единый – один, уведоми – уведомь, характеристика на кого – характеристика о ком – характеристика кого.

21. Желчный – жёлчный, нормировать – нормировать, индифферентный – равнодушный, вверг – ввергнул, на расстоянии десяти метров – на расстоянии в десять метров – на расстоянии десять метров.

22. Щ[а]вель – щ[ие]вель, петля – петля, очаровательный – прелестный – пленительный – чарующий, соболи – соболя, не оказывает влияние – не оказывает влияния.

23. Афера – афёра, квартал – квартал, драматический – драматичный, два доцента – двое доцентов, приемущество над кем-либо – преимущество перед кем-либо.

24. До[жд`] – до[ж`ж`] – до[шт`] – до[ш`ш`], генезис – генезис, красный – кумачовый – карминный – кинаровый – рубиновый – рубинный – червонный – шарлаховый, новый толь – новая толь, отмечается о главном – отмечается главное.

25. Инцидент – инциндент, форзац – форзац, истинный – настоящий – подлинный – заправский, кондукторы – кондуктора, большинство проголосовали – большинство проголосовало.

Задание 5. Отредактируйте предложения. Установите причины, характер и тип речевых ошибок.

Примечания. 1. При выполнении задания используйте схему 2. 2. О классификации ошибок см.: Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1993. С. 96-104; РЯШ. 1980. № 3. С. 122-123; Капинос В.И. Об оценке речевых навыков учащихся // РЯШ. 1973. № 6; Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. М., 1987.

Неисправленный

вариант

Причина

ошибки

Характер и тип ошибки

(по классификации М.Н. Кожиной)

Характер и тип ошибки (в школьном курсе русского языка)

Исправленный

вариант

Схема 2

1. 1. Евгений Онегин получил уведомление о том, что его дядя заболел. 2. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. 3. Плохо, когда человек не воспринимает критику. 4. Большая часть населения находится за чертой уровня бедности. 5. Став более взрослым, Онегин принимает участие на балах. 6. Мы не всегда отдаем отчет тому, как важны праздники в нашей жизни. 7. Глядя на то, что происходит сегодня у меня руки развязаны. 8. Об этом мы познакомим вас позже. 9. Софья любила Молчалина, но не высказала мнения по этому вопросу. 10. Автор не согласился с оценкой критики своего романа.

2. 1. У нее были очень огромные глаза. 2. Встретившись с Хлебниковым в душе Ромашова наступил перелом. 3. У руля руководства стояла мать Татьяны Лариной. Отец был смещен ею с поста главы дома. 4. Согласно приказа декана заведующая кафедры уехала в командировку. 5. Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной в кино. 6. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой и красотой написания. 7. Систематическое образование Татьяна Ларина не получила: родители не уделяли этому должного внимания. 8. И как жесткий укор на католической иконе в доме «странного человека» остается висеть браслет, который героиня вернула ему со своим мужем. 9. Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой. 10. Татьяне чужды интересы высшего света, поэтому она не принимает участия в его мероприятиях.

3. 1. Прекрасный славянский обычай – встречать гостей, поднося им на скатерти буханку душистого хлеба и соль. 2. Большинство этих художников било мастерами цвета. 3. У нас ведется большая работа по улучшению качества производимой продукции. 4. Федоров был мужественен и решителен. 5. Перед нами сборник коротких, но правдивых новелл. 6. Всю ночь верующие держали почетную вахту при гробе господнем. 7. Большое значение играет укрепление производственной дисциплины, необходимо широко пропагандировать безопасные методы труда. 8. Я обратно повторил свой вопрос. 9. Мы выполняем не только вашу заявку, н и предлагаем новую песню композитора. 10. Хочется сказать огромное спасибо персоналу больницы, на чью голову свалилась такая тяжелая больная.

4. 1. Чтобы создать новый сорт пшеницы, нужно ого-го как много и долго трудится. К тому же в этой работе замешано большое количество людей и профессий. 2. Дряхлая избушка стоит на берегу реки. 3. Здесь справил новоселье только что созданный музей. 4. Для языка Дикого, как и для других представителей «темного царства», характерны грубые выражения. 5. Из-за засухи урожай был плохим. 6. Проверка будет произведена назначенной администрацией комиссией. 7. Новый прораб ходит за бригадиром и выясняет, что и как называется и куда присобачивается. 8. В магазине не оказалось ни чулков, ни носок. 9. Галина Уланова – одна из крупнейших представителей русской балетной школы. 10. Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным.

5. 1. Большинство учителей и методистов объединило свои усилия в решении важной проблемы. 2. Уж, кажется, на что Татьяна любила Онегина, а нашла в себе силы достойно отказать ему. 3. О том, как прошел матч, можно посмотреть по первой программе телевидения. 4. Перстневой нож одевают на вторую фалангу среднего пальца руки вязальщицы. 5. Рабочие места слабо освещались, в силу чего имелось много случаев производственного травматизма. 6. У всего этого фамусовского сброда на уме одно: балы да веселья. 7. Несколько ниже мы поговорим об этом. 8. Важным фактором успешной сдачи экзаменов являеться систематическое выполнение домашних заданий. 9. Главное, на чем настаивали рабочие,- это на требовании повышения зарплаты. 10. Читаешь Толстого – и укрепляется вера в то, что жизнь – великая ценность и что она, жизнь, продолжаться будет, и мысль продолжаться будет.

6. 1. После случая с «болотной копейкой» Павел носа не повесил, а продолжал с удвоенной энергией тусоваться с рабочими. 2. Варвара говорит Катерине, что я не умела лгать, но научилась. 3. Виновниками семейных вспышек бывают взрослые, которые переносят грипп на ногах. 4. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 5. Цензура не хотела, чтобы поэма Гоголя увидела свет, но близкие Гоголя подсуетились и пробили это дело. 6. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 7. Путь, который избрал герой ошибочен, неправильный. 8. Появление в рабочей слободке новых людей является прогрессивным явлением. 9. Решение Пьера было воспринято как должное. Никто и оспаривать-то его не стал, так как против фактов не попрешь. 10. Уши у него торчали кто куда.

7. 1. Простив Анну, Каренин не понизил своего достоинства. 2. Наша передовая свинарка воспитала 257 поросят. 3. Машина будет использована не только для решения задач, а также для контроля. 4. Водитель должен помнить, что, повернув с проспекта направо, ему придется пересечь трамвайные пути. 5. Ленский вызвал Онегина на дуэль за то, что тот цеплялся к Ольге. 6. Как вывести личность на новый уровень знания? 7. Содержание банки следует вылить в кастрюлю. 8. В Никитском ботаническом саду открылась для посетителей коллекция хризантем. 9. Андрей Болконский ищет смысл в подвиге, который он хочет завоевать не в штабе, а на поле боя. 10. Он раскрылся нараспашку.

8. 1. Н.В. Гоголь изваял сатирическую галерею образов помещиков. Вот, например, праздничный мечтатель Манилов. 2. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. 3. В конце спортивной залы стояли легкие креслы. 4. Геннадий позвал нас к нему. 5. Иудушка Головлев был профессиональным подхалимом. 6. Надо поторопиться, ибо мы опаздываем на поезд. 7. Широкомасштабный комплекс инициатив, выдвинутых в последнее время, остается в силе. 8. В своей автобиографии Есенин своим учителем называет Пушкина. 9. Благодаря ей состоялась экскурсия. 10. В «Восемнадцатом году» А. Толстого описываются события гражданской войны.

9. 1. На предложение Кабанихи выйти повыть на крыльце по поводу отъезда ее мужа Катерина скромно возразила: «Чего народ-то смешить?» 2. Программы местного телевидения оставляют желать много лучшего. 3. Магазин ориентирован специально для школьников. 4. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться. 5. Согласно приказа директора магазин перешел на круглосуточную работу. 6. Придавая большое внимание методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 7. ЛДПР выступил с критикой правительства. 8. Вес некоторых грибов достигает полтора грамм. 9. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления эконимической базы предприятия нашего времени. 10. В повести Л.Н.Толстого «Детство» изображен облик простой русской женщины.

10. 1. Наша страна поддерживает дружеское отношение со многими странами мира. 2. Большое внимание благоустройству города будет оказано в ближайшее время. 3. Общественные контролеры передали прокурору акт, который сейчас принимает свои меры. 4. Если бы Ольга не спасла Обломова, он так бы и умер в халате. 5. Билет с плацкартом на субботний день достать очень трудно. 6. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения. 7. Впереди его бежала серая лошадка. 8. На поверхности рельс поблескивали огоньки уходящего поезда. 9. На стене висели портреты Репина. 10. Лишь блеснул и сейчас же закатился персонаж Ленского в романе А.Пушкина «Евгений Онегин».

11. 1. Пьер целеустремленно стремится к намеченной цели. 2. Том и Гек решили устроить побег Джиму – ихнему негру. 3. Мальчик выглядел как бы нездоровым. 4. По багажу нам поступает много претензий. 5. Необходимо признание креугольных прав человека. 6. Лермонтов отвергает сложившийся веками устой крепостной России. 7. Как сказал бы наш брат журналистка… 8. В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождается. 9. Узнать о мировоззрениях Павла, хозяйка насторожилась. 10. Имея достаточный навык в работе машиниста, мне хочется дать несколько дельных советов.

12. 1. Участвовать на выборах – ответственное мероприятие. 2. «Тайм» опубликовала интересную статью. 3. Не убоявшись прессинговой политики, депутатами был дан отлуп центру, приняв специальное постановление, подтвердившее суверенизацию субъекта Федерации. 4. Жена его повешалась, сын умер от чахотки, дома осталась одна старушка мать. 5. Это наказание носит чисто воспитательский характер. 7. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. 8. Силясь побороть слабость, она шла вперед. 9. Руки малыш заклал за спиной, а ноги расставил. 10. Превознемогая боль, раненый полз к избе.

13. 1. Хозяйка – женщина, заботившая о том, чтобы ее дом был первым в городе. 2. Скромность взяла верх, и он вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. 3. Прежняя практика создания предприятий навечно ушла в прошлое. 4. Сейчас важно осознать ту роль, которую заняла церковь в жизни общества. 5. Депутат должен носить ответственность в своих действиях перед избирателями. 6. Брав с боем склад, был ранен командир. 7. Ломка феодальных пут дала свои результаты. 8. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 9. Середина 60-х годов примечательна расцветом и апогеем сурового стиля. 10. Раскольников – убийца, Соня – проститутка, но вместе им хорошо.

14. 1. Студент спросил, что можно ли ему присоединиться к нашей группе. 2. В романе такие абсурды, что голова болит, пока найдешь разгадку. 3. Пораженное место кислотой или щелочью необходимо быстро и осторожно протереть чистой тряпкой, бинтом или ватой. 4. Еще очень огромные богатства морей остаются втуне. 5. Хлестаков воспользовался заблужденностью чиновников. 6. Наращиваются новые связи… 7. На первой странице нарисован рисунок, изображающий женщину с цветком. 8. Образ моря, стихии, движения прекрасны в стихах А.Пушкина. 9. Раненый хотел пить, как резаный. 10. Это были недобитки буржуазизма.

15. 1. Андрея Болконского отдали местным жителям для выздоровления. 2. Красной строкой в его творчестве проходить тема любви. 3. Кондитерский цех запущен. 4. Через пару минут состоится знакомство с певицей. 5. Такие вдохновенные строки посвятил Н.А.Некрасов женам декабристов, последовавших за своими осужденными мужьями в Сибирь. 6. Юноша оказался в более лучшем положении. 7. Передавайте ей привет. 8. Написав «Смерть поэта», которое мгновенно облетело весь Петербург, стало ясно, что в России появился новый великий поэт. 9. Пришло порядка двадцати человек. 10. Мальчик одел очки и сразу повзрослел.

16. 1. В книге описываются события, имеющие место в XVI веке. 2. Впереди с широкой грудью шел рабочий. 3. Огурцы моются под струей холодной воды. 4. Заяц очень испугался, и шерсть у него встала колом. 5. Одной из главных проблем, выдвигаемых в романе, - это становление личности Пьера. 6. Бабушка от неожиданности заорала. 7. В Москве она побывала у Зинаиды Волконской, которая для проводов Марии пригласила всех итальянских певцов и певиц, которые были в то время в Москве. 8. Он выполнил данную им торжественную аннибалову клятву. 9. Художник видел и верил в будущее страны. 10. Солдаты князя Игоря отступили в неравной схватке.

17. 1. Боясь о том, что цензура не пропустит, поэт не печатал это стихотворение. 2. Поклоняться и боготворить Молчалина – вот смысл жизни Софьи, однако Чацкий не может в это поверить. 3. Фурманов изобразил Чапаева добрым, простым человеком и в то же время мужественным героем. 4. Не только наша молодежь, но и молодежь всего мира боролись и будут бороться против тех, кто нарушает права человека. 5. Актер, сыгравший бы эту роль, заболел. 6. Сестра старше него. 7. Крымские впечатления и наблюдения нашли отражение в произведениях М. Горького. 8. Столкновение с жизнью накапливает не по возрасту большой опыт. 9. Дельфины относятся к млекопитающимся. 10. Зная, чем ему грозит за участие и тем более руководство демонстрацией, Павел не отказался от великой чести нести знамя.

18. 1. Побывав на Кавказе, у Лермонтова стало много друзей. 2. Игрушки, выпускающиеся на нашей фабрике, известны помимо нашей страны. 3. У большей части машин были худые кузова. 4. Не обращая ни на что вокруг, он стал говорить. 5. Поэт пишет удивительное стихотворение «Родина», в которой он ставится выше всех предрассудков ложного патриотизма. 7. Здесь человека берут в такой оборот, что он поет прощальную лебединую песню. 8. Членов правительства нельзя будет призывать к уголовной ответственности. 9. В образе Манилова Гоголь показал помещика, который живет мечтами и неспособного к практической деятельности. 10. Как вам отдыхается?

19. 1. Вспомним еще одну аналогию из мифологии: Геракл стал пионером гидросмыва, пустив воды реки в авгиевы конюшни. 2. Стрелу Днепра на лук тугой плотины Ты, Запорожье, ложишь для добра. 3. Степь поросла глухой травой-кобелем. 4. Еще совсем недавно ему пели фимиамы. 5. В передаче «Доброе утро» я дебютирую впервые. 6. Скотинин прямо предлагал себя в женихи опекуну Софьи. 7. В нашем магазине вы можете приобрести памятные сувениры. 8. Моя приятельница – веселый, задорный и, можно сказать, примитивный человек. 9. Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное. 10. Он показал смерть девушки одной очень хорошей. Эта девушка любила сильно парня, но любовь у них стала несчастьем. Мать этого парня сказала, что она не позволит жениться. Потому что девушка была очень бедная, а парень был очень сильно богат. Но они никак не могут ужиться без друга. Парень говорит своей любимой, мол, я всегда буду рядом с тобой. Когда же девушка бежит топиться, он стоит в стороне, как вроде он совсем не виноват в ее гибели и смерти.

20. 1. Выступающий управляющий щедро приводил примеры, доказывающие, что общение молодежи в общежитии оставляет желать лучшего. 2. Забитая и малограмотная, а порой и вовсе неграмотная, Пелагея с детства всегда чего-то боялась. Но вот ее муж, казалось бы, умер. В ее глазах появился крохотный луч. От него у Ниловны и зарябило в глазах. 3. Вдруг Герман услыхал скрип рессор. Это была графиня. 4. Он крепко держит в руках штурвал руля. 5. Все более и более накипало во мне настоящее негодование, ведь она знает же, что я взаправду люблю ее. 6. Ухватила Поволжье кощавая рука голода. 7. Получить фиаско может каждый спортсмен. 8. Шерсть у зайца на грудке желтоватая, на брюшке – светло-серая, дымчатая, но заяц веселый и сообразительный. 9. Ведется работа в деле быстрого обновления дойного стада. 10. Утки проплывают мимо селезней с таким видом, будто век их видеть не хотят. У этих вообще полный беспредел. По жизни селезень обречен гибнуть за утку. В момент опасности он не имеет никакого морального права взлететь раньше ее. Подлые подруги довольно часто подставляют пернатых мужиков, не отрываясь от земли до последнего. Именно поэтому при определенной сноровке селезня можно поймать голыми руками.

21. 1. Эти места отличаются наибольшим интенсивным движением. 2. Он приехал на стройку два года тому назад. 3. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» эпопейный размах. 4. Свернувшегося калачиком солнце грело дремлющегося кота. 5. Русь отбивалась от печенегов, половцев и прочей дряни. 6. Нам махают платками. 7. Критичный анализ этого исследования был не очень критический. 8. Самое отвратительное в Молчалине то, что он не имеет своего мнения, и низкопоклонство. 9. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 10. Сейчас важно задействовать в качестве ключевого человеческий фактор.

22. 1. Подвижки могут появиться уже к следующему году. 2. В обоих ссылках поэт много работает, пишет прекрасные стихи и баллады. 3. Катерина неустанно борется против «темного царства». 4. Мама прибыла последней электричкой. 5. К тяжелобольному, но сильному духом писателю приходило много писем, приходили товарищи, приходили совсем незнакомые люди. 6. Колесов и его бригада призывали всех последовать своему примеру. 7. Ей сегодня заступать в ночную смену. 8. Проливной ливень заставил нас спрятаться. 9. Он имеет значительное преимущество над своим противником. 10. Журналисту приходилось многое объяснять.

23. 1. По истечению некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недостатках работы. 2. Скрупулезное исследование автора имеет большую роль для современной науки. 3. С этой работой она навряд ли справится. 4. На встречу пришли где-то двадцать человек студентов и сорок старшеклассников. 5. Если что-нибудь не получается, нужно не психовать, а спокойно разобраться. 6. Высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву. 7. За оценки мы не беспокоимся: готовились много. И замечание старосты к нам не касается. 8. Образно описывает автор образы своих героев. 9. Полными темпами идет сбор урожая. 10. Дети играются в песочнице.

24. 1. Ива свесила плакучие ветки вопросительными знаками. 2. Эта процедура улучшает состояние больного в лучшую сторону. 3. И в этом меня еще раз утвердило то, что… 4. Перед нами избы, расписанные резными наличниками. 5. Встретимся в студии где-то в районе десяти часов. 6. Не подскажите, сколько время? Необходимо усилить решение вопроса о поставках. 7. Самый главный вопрос у меня прямо не слезает с языка. 8. Отец мальчика был сапожником, а мать вдовой. 9. С воздуха, как звезды, сыпались, бомбы. 10. Река стала кишеть рыбой, которая стала полностью питьевой.

25. 1. Эти меры способствуют расширению способностей детей. 2. В лотерее участвуют японские холодильники. 3. Особой вкусной изюминкой фестиваля станет песня, эта дивная импровизация, еще одна изюминка фестиваля. 4. Проект должен быть предоставлен на рассмотрение. 5. Он тогда был достаточно молодым. 6. Лучше один раз прожить стоя, чем всю жизнь на коленях. 7. Остается только поражаться тем, что такая «словесная» деятельность никого не смущает. 8. Исходя из предложенной темы, я задаю себе вопрос, как построить сочинение. 9. Врач выписал мне несколько процедур. 10. Впереди лидирует по-прежнему Полухин.

Источники

Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). М., 1989.

Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка. М., 1979.

Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. Саратов, 2001.

Доронина Н.И. Условия реализации деривационного потенциала слов русского языка (на материале деривационно-ассоциативного эксперимента): КД. Барнаул, 1999.

Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997.

Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М., 1999.

Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А. Русский ассоциативный словарь. М., 1996, т. 3.

Культура парламентской речи. М., 1994.

Пастухова Л.С. Материалы к школьному курсы «Основы речевой культуры и стилистики». Симферополь, 1993.

Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 1996.

Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А.А. Леонтьева. М., 1977.

Смелкова З.С. Деловой человек: Культура речевого общения. М., 1997.

Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М., 2001.

Практикум по курсу «Русский язык и культура речи» / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000.

Черняк В.Д., Мартьянова И.А. и др. Русская речевая культура. СПб., 1995.