2) Программа курса «Культура речевого общения»
(для студентов негуманитарных факультетов)
2.1. Пояснительная записка
Цель преподавания дисциплины состоит в обучении студентов основам владения русским литературным языком; формировании рефлексивного подхода как к собственному речевому поведению, так и к состоянию речевой культуры общества в целом; совершенствовании правил делового общения.
Задачи изучения дисциплины:
1) изложить теоретические основы учения о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств, а также основы стилистики как учения о функциональных стилях; показать взаимосвязь данных дисциплин;
2) дать системное представление о нормах современного русского литературного языка;
3) сформировать навыки целесообразного использования стилистических ресурсов языковой системы в контексте реальной речевой ситуации;
познакомить с приемами и методами устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях;
4) выработать у студентов осознание коммуникативной культуры как условия комфортного существования личности, как основы для успешной самореализации в любой сфере деятельности.
В конечном итоге, курс призван дать материал для дальнейшего самообразования студента, его коммуникативно-направленного саморазвития на основе осознания культурно-коммуникативной проблематики.
2.2. Содержание курса
2.2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
Занятие 1. Культура речи как научная дисциплина (2 часа). 1. Соотношение понятий «язык», «речь», «культура речи». Предмет, задачи курса, его связь с другими дисциплинами. 2. Основные аспекты культуры речи (коммуникативный, нормативный, этический). 3. Типы речевой культуры (элитарный, среднелитературный, литературно-разговорный и фамильярно-разговорный). 4. Уровни овладения культурой речи, понятие о коммуникативных качествах речи.
Занятие 2. Культура речи и культура общения (2 часа). 1. Общение, его виды и функции. 2. Структура коммуникации, основанная на соотношении языка, речи и действительности. 3. Понятие языковой личности и аспекты ее коммуникативной культуры (эмоциональная культура, культура мышления, культура речи). 4. Понятие о коммуникативных и социальных ролях участников общения. 5. Условия успешного общения и причины коммуникативных неудач.
Занятие 3. Литературный язык и его функционально-стилевая дифференциация (2 часа). 1. Социально-территориальная стратификация русского языка. 2. Понятие литературного языка, история его формирования. 3. Понятие функционального стиля. 4. Стилевые черты и стилистическая норма. 5. Классификация и краткая характеристика функциональных стилей. 6. Вопрос о месте языка художественной литературы в системе стилей. 7. Языковые и речевые стили.
Занятие 4. Научный стиль (2 часа). 1. Сфера функционирования, стилеобразующие черты научного стиля. 2. Языковые особенности (лексические и грамматические). 3. Характеристика подстилей и жанров научного стиля. 4. Норма в терминологии, виды терминосистем.
Занятие 5. Официально-деловой стиль (2 часа). 1. Сфера функционирования, стилеобразующие черты официально-делового стиля. 2. Языковые нормы (лексические и грамматические). 3. Подстили и жанры официально-делового стиля. 4. Разграничение понятий клише и штампа.
Занятие 6. Публицистический стиль и язык рекламы (2 часа). 1. Сфера функционирования, характеристика особенностей массовой коммуникации. 2. Стилеобразующие черты и функции публицистического стиля. 3. Подстили и жанры. 4. Языковые особенности (лексические и грамматические). 5. Информационное поле и информационная норма в СМИ. 6. Реклама — особый стиль? Специфические функции и языковые особенности рекламы.
Занятие 7. Разговорная речь (2 часа). 1. Место разговорной речи в системе стилей литературного языка. 2. Разграничение понятий «устная форма речи» и «разговорная речь». 3. Структура коммуникативного акта, обусловливающая специфичность разговорной речи. 4. Лингвистические особенности разговорной речи (фонетические, лексические, грамматические).
Занятие 8. Языковая норма и кодификация (2 часа). 1. Различные трактовки понятие нормы. Типология норм. 2. Нормы устной и письменной речи. 3. Вариативность норм. 4. Типология нарушения норм (структурно-языковых, коммуникативно-прагматических и этико-речевых). 5. Языковая норма и кодификация.
Занятие 9. Нормы произношения и ударения (2 часа). 1. Понятие орфоэпии. 2. Стили произношения. 3. Орфоэпическая норма и участки ее колебания. 4. Специфика русского ударения. 5. Акцентологическая норма и причины ее колебания. 6. Типология акцентных вариантов. 7. Типичные акцентологические ошибки.
Занятие 10. Лексические нормы (2 часа). 1. Понятие лексической нормы. 2. Системные отношения в лексике (синонимия, антонимия, паронимия и пр.). 3. Стилистически оправданное и неоправданное употребление синонимов, антонимов, паронимов и т.д. 4. Активные лексико-семантические процессы.
Занятие 11. Морфологические нормы (2 часа). 1. Понятие морфологической нормы. 2. Трудные случаи использования грамматических форм разных частей речи и типичные ошибки при их использовании. 3. Активные процессы в области частей речи.
Занятие 12. Синтаксические нормы (2 часа). 1. Функции порядка слов в предложении. 2. Нормы согласования и управления, типичные ошибки, связанные с их нарушением. 3. Стилистические возможности простых и сложных предложений. 4. Параллельные синтаксические конструкции.
Занятие 13. Риторика — наука об эффективной речи (2 часа). 1. Риторика: наука или искусство? 2. Зарождение, развитие и современное состояние риторики. 3. Понятие риторического идеала. 4. Риторический этос, логос и пафос. 5. Роды и виды ораторской речи. 6. Риторический канон (инвенция, диспозиция и пр.). 7. Основные требования к подготовке и произнесению публичных речей.
Занятие 14. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры (2 часа). 1. Понятия ‘троп’ и ‘фигура’. 2. Характеристика основных тропов (метафора, метонимия, сравнение и пр.). 3. Классификация фигур: фигуры убавления, прибавления, размещения. 4. Стилистически неоправданное употребление тропов и фигур.
Занятие 15. Культура дискутивно-полемической речи (2 часа). 1. Соотношение понятий ‘спор’, ‘диспут’, ‘дискуссия’, ‘полемика’. 2. Виды споров (для убеждения, для победы и пр.). 3. Доводы в споре. 4. Приемы и уловки в споре (допустимые и недопустимые).
Занятие 16. Аргументация, убеждение, внушение (2 часа). 1. Основные законы логики. 2. Структура и виды доказательств. 3. Правила опровержения. 4. Убеждение, способы убеждения (прямой и косвенный), слагаемые убеждения (коммуникатор, сообщение и пр.). 5. Доверие как источник убеждения. 6. Внушение (суггестия), его языковые механизмы.
Занятие 17. Речевой этикет (2 часа). 1. Речевой этикет и вежливость, уровни вежливости: вы- и ты-общение. 2. Функции этикета. 3. Основные формулы вежливости; правила речевого этикета для говорящего и для слушающего. 4. Этика делового общения. 5. Речевая агрессия и политически корректный язык.
2.2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах практических занятий
Занятие 1. Культура речи и культура общения (2 часа). 1. Специфика культуры речи как научной дисциплины, ее предмет и задачи. 2. Основные аспекты культуры речи (коммуникативный, нормативный, этический). 3. Понятие о коммуникативных качествах речи (правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность речи). 4. Общение, его виды и функции. 5. Коммуникативные и социальные роли участников общения. 6. Условия успешного общения и причины коммуникативных неудач.
Занятие 2. Научный стиль (2 часа). 1. Сфера применения и основные функции научного стиля. 2. Стилеобразующие черты научного стиля. 3. Собственно языковые признаки научного стиля: лексические и грамматические особенности. 4. Подстили и жанры научного стиля. 5. Норма в терминологии, виды терминосистем.
Занятие 3. Официально-деловой стиль (2 часа). 1. Сфера применения и основные функции официально-делового стиля. 2. Стилеобразующие черты официально-делового стиля. 3. Подстили и жанры официально-делового стиля. 4. Языковые особенности официально-делового стиля в области лексики и грамматики. 5. Текстовые нормы официально-делового стиля. Правила составления текста документа.
Занятие 4. Нормы произношения и ударения (2 часа). 1. Понятие орфоэпии. Особенности русского литературного произношения. 2. Стили произношения (высокий, нейтральный и разговорный). 3. Орфоэпическая норма и участки ее колебания. Причины отступления от нормы. 4. Произношение заимствованных слов. 5. Специфика русского ударения и его функции. Акцентологическая норма и причины ее колебания в словах разных частей речи. 6. Типология акцентных вариантов. Типичные акцентологические ошибки.
Занятие 5. Лексические нормы (2 часа). 1. Стилистическая окраска слов (функционально-стилевая и эмоционально-экспрессивная). Стилистически оправданное и не оправданное использование подобной лексики. 2. Стилистическое оправданное и не оправданное использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, многозначных слов. 3. Стилистически оправданное и не оправданное использование в речи лексики ограниченной сферы распространения и лексики пассивного состава языка. 4. Основные ошибки в сфере лексики, нарушающие смысловую точность речи. 5. Стилистическая оценка заимствованных слов.
Занятие 6. Морфологические нормы (2 часа). 1. Понятие морфологической нормы, причины ее колебания. 2. Слабые участки в системе морфологических норм именных частей речи: а) варианты рода, числа и падежа имен существительных; б) употребление форм имен прилагательных; в) употребление форм имен числительных; г) употребление местоимений. 3. Слабые участки в системе морфологических норм форм глагола.
Занятие 7. Синтаксические нормы (2 часа). 1. Функции порядка слов в предложении. 2. Нормы согласования и управления. Типичные ошибки, связанные с их нарушением. 3. Типичные ошибки в построении сложных предложений.
Занятие 8. Культура дискутивно-полемической речи (2 часа). 1. Соотношение понятий «спор», «диспут», «дискуссия», «полемика». 2. Формально-логические законы. Структура доказательства и логические ошибки. 4. Виды споров. Доводы в споре. 5. Приемы и уловки в споре (допустимые и недопустимые).
Занятие 9. Этикет делового общения (2 часа). 1. Речевой этикет и вежливость, уровни вежливости: вы- и ты-общение. 2. Функции этикета. Основные формулы вежливости; правила речевого этикета для говорящего и для слушающего. 3. Этика делового общения: а) особенности делового общения в их отличии от бытового; б) виды делового общения.
2.3. Литература
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1986.
Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. М., 1976.
Введенская Л.А., Павлова Л.К. Культура и искусство речи. Современная риторика. М., 1999.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1999.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. Л., 1971.
Горбачевич К.С. Нормы русского литературного языка. М., 1989.
Граудина Л.К., Ицкевич В.А, Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 1976.
Иванова-Лукьянова Г.Л. Культура устной речи. М., 1998.
Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М., 1982.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1993.
Кохтев Н.Н., Голуб И.Б., Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. Сборник упражнений. М., 1987.
Культура русской речи. Учебник для вузов. М., 1998.
Культура русской речи и эффективность общения. М., 1997.
Культура устной и письменной речи делового человека. М., 1998.
Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. Ростов-на-Дону, 1997.
Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили. М., 1982.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987 (и предыдущие издания).
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
Русский язык и культура общения для нефилологов / под ред. О.Б. Сиротининой. Саратов, 1998.
Сиротинина С.Б. Русская разговорная речь. М., 1983.
Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.
Дополнительная литература
Акишина И.А. Этикет русского письма. М., 1989.
АкишинаА.А., Акишина Т.Е., Этикет русского телефонного разговора. М., 1990.
Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 1991.
Головин Б.Н. Как говорить правильно. М, 1994.
Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов., 1978.
Колесов В.В. Культура речи — культура поведения. Л., 1988.
Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998.
Нормы современного русского литературного словоупотребления. М., 1986.
Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1989.
Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Основы стилистики и культуры речи. Минск, 1999.
Поварнин С. О теории и практике спора. СПб., 1996.
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1988.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
Сенкевич М.П. Культура радио- и телевизионной речи. М., 1997.
Словарь-справочник по русскому языку: Правописание. Произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребление слов. М., 1996.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? М., 1983.
Скворцов Л.И. Экология слова или поговорим о культуре речи. М., 1996.
Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения. М., 1997.
Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995.
Терминология и культура речи. М., 1981.
Толковый словарь русского языка конца XX века. М., 1998.
Трудности русского языка: Справочник журналиста. М., 1981.
Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь-справочник. Л., 1973.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1982.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» Речевой этикет в нашем общении. М., 1987.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982.
Шапошников В. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. М., 1998.
Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.
2.4. Контрольные вопросы
1. Культура речи как научная дисциплина, ее предмет, задачи, связь с другими дисциплинами.
2. Основные аспекты культуры речи (коммуникативный, нормативный, этический).
3. Культура речи как совокупность коммуникативных качествах.
4. Общение, его виды и функции.
5. Структура коммуникации, основанная на соотношении языка, речи и действительности.
6. Понятие языковой личности и аспекты ее коммуникативной культуры (эмоциональная культура, культура мышления, культура речи).
7. Понятие о коммуникативных и социальных ролях участников общения.
8. Условия успешного общения и причины коммуникативных неудач.
9. Коммуникативные стратегии, тактики и приемы.
10. Социально-территориальная стратификация русского языка.
11. Понятие литературного языка и его функциональных разновидностей (основания выделения и проблемы классификации стилей).
12. Языковые и речевые стили.
13. Научный стиль. Сфера функционирования, стилеобразующие черты. Языковые особенности (лексические и грамматические). Характеристика подстилей и жанров научного стиля.
14. Норма в терминологии, виды терминосистем.
15. Официально-деловой стиль. Сфера функционирования, стилеобразующие черты. Языковые нормы (лексические и грамматические). Подстили и жанры официально-делового стиля
16. Публицистический стиль. Сфера функционирования, стилеобразующие черты и функции публицистического стиля. Подстили и жанры. Языковые особенности (лексические и грамматические).
17. Проблема определения статуса языка рекламы. Специфические функции и языковые особенности рекламы.
18. Место разговорной речи в системе стилей литературного языка. Структура коммуникативного акта, обуславливающая специфичность разговорной речи. Лингвистические особенности разговорной речи (фонетические, лексические, грамматические).
19. Роль невербальных компонентов в речевом общении.
20. Специфика языковых норм, их типология. Вариативность как основная характеристика языковой нормы.
21. Типология нарушения норм (структурно-языковых, коммуникативно-прагматических и этико-речевых). Языковая норма и кодификация.
22. Основные черты литературного произношения. Стили произношения. Орфоэпическая норма и участки ее колебания.
23. Специфика русского ударения. Акцентологическая норма и причины ее колебания. Типология акцентных вариантов. Типичные акцентологические ошибки.
24. Понятие лексической нормы. Стилистическая окраска слов (функционально-стилевая и эмоционально-экспрессивная). Стилистически оправданное и не оправданное окрашенной лексики.
25. Стилистическое оправданное и не оправданное использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, многозначных слов.
26. Стилистически оправданное и не оправданное использование в речи лексики ограниченной сферы распространения и лексики пассивного состава языка.
27. Основные ошибки в сфере лексики, нарушающие смысловую точность речи.
28. Активные лексико-семантические процессы. Стилистическая оценка заимствованных слов.
29. Понятие морфологической нормы, причины ее колебания. Слабые участки в системе морфологических норм именных частей речи (на примере одной из частей речи).
30. Слабые участки в системе морфологических норм форм глагола (на примере глагола, причастия или деепричастия).
31. Активные процессы в области частей речи.
32. Синтаксические нормы. Функции порядка слов в предложении.
33. Нормы согласования и управления, типичные ошибки, связанные с их нарушением.
34. Типичные ошибки в построении сложных предложений.
35. Риторика — наука об эффективной речи. Понятие риторического идеала. Риторический этос, логос и пафос. Роды и виды ораторской речи.
36. Риторический канон. Основные требования к подготовке и произнесению публичных речей.
37. Звучащая речь и ее особенности.
38. Изобразительно-выразительные средства языка. Понятия «троп» и «фигура». Характеристика основных тропов (метафора, метонимия, сравнение и пр.). Ошибки, связанные с неоправданным использованием тропов.
39. Классификация фигур: фигуры убавления, прибавления, размещения, их характеристика.
40. Культура дискутивно-полемической речи. Виды споров. Культура поведения полемистов.
41. Структура доказательства и логические ошибки при построении доказательств. Доводы в споре.
42. Приемы и уловки в споре (допустимые и недопустимые).
43. Убеждение, способы убеждения, слагаемые убеждения. Доверие как источник убеждения. Внушение (суггестия), его языковые механизмы.
44. Речевой этикет и вежливость, уровни вежливости: вы- и ты-общение. Функции этикета. Основные формулы вежливости; правила речевого этикета для говорящего и для слушающего.
45. Этика делового общения.
В данном разделе использованы материалы дипломной работы Е.В. Макаренко «Граффити как жанр естественной письменной речи» [Кемерово, 2001].
В данном разделе использованы материалы дипломной работы Э.С. Денисовой «Иконичность словообразовательной формы (по данным психолингвистического моделирования окказиональных дериватов)» [Кемерово 2002].
При выполнении данных практических заданий используйте следующие источники: Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1989; Орфоэпический словарь русского языка. М., 2001; Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 1993; Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. «Словарь ударений для работников радио и телевидения». М., 1984.
«Шпаргалка»
- Министерство образования Российской Федерации
- Содержание
- Предисловие
- Часть I Культура речевого общения (учебное пособие)
- § 1. Коммуникативная мотивированность –
- § 2. Культуры речи как раздел функциональной лингвистики
- § 3. Культура речи и риторика
- § 4. Культура речи и стилистика
- § 5. Аспекты современной теории культуры речи
- Глава 1
- § 1. Коммуникативные качества речи
- § 2. Системность языка и речевого общения
- § 3. Понятие функционального стиля
- § 4. Речевой жанр как особая коммуникативная система
- 1. Граффити от других жанров естественной письменной речи отличает диалогичность. Это не однонаправленный жанр, как сочинение или дневниковые записи.
- Монологическая речь всегда экспрессивна, поэтому тропы всегда соседствуют с эмоционально-оценочной лексикой и применяются вместе с другими средствами речевой экспрессии.
- «Неэлитарность» языковых норм
- «Творимая реальность» граффити как феномен речевой субкультуры
- Глава 2
- Роль этических норм в повышении речевой культуры
- § 1. Место этических норм в культурно-речевой нормативной системе
- § 2. Степень нормативности заимствований
- Модель языковой личности в аспекте коммуникативной культуры можно представить следующим образом [Соколова 1995]:
- § 3. Речевой этикет
- Общение информативное и фатическое
- (Реализация оппозиции общение / сообщение)
- Функции речевого этикета
- Типы собеседников
- Стратегия речевого поведения в беседе
- Глава 3 Языковые нормы и речевое общение
- § 1. Ортология речевого общения
- § 2. К определению понятия «языковая норма»
- § 3. Структурно-типологическая характеристика языковых норм
- § 4. Актуальные проблемы когнитивной ортологии
- Типология вариантов
- § 5. Ассоциативная природа языковой нормы
- § 6. К вопросу о концептах языковых норм
- § 7. Психолингвистическое моделирование языковых норм
- «Специфика» функционирования
- Глава 4
- § 1. Норма и кодификация
- § 2. Речевая «ошибка» и «неудача»
- Факторы успешного общения
- § 3. Когнитивная типология речевых ошибок
- Глава 5
- § 1. Коммуникативный процесс как единство вербальной и невербальной систем
- § 2. Знаковая природа невербальных компонентов
- § 3. Жесты и физиологические движения
- § 4. Функции невербальных средств в общении
- § 5. Взаимодействие вербальных и невербальных
- § 6. Типология невербальных компонентов коммуникации
- § 7. Национально-культурная специфика
- Часть II
- 1. Практикум
- 1. Литературный язык в составе русского национального языка
- 1) В приведенных записях диалектной речи укажите языковые особенности, не свойственные литературному языку. Определите, к какому внутринациональному типу речевой культуры они относятся?
- 4) В приведенных ниже высказываниях укажите жаргонизмы и определите, в какой социальной группе они возникли.
- 5) Выявите просторечные элементы в приведенных ниже текстах. Какова их роль и как они влияют на развитие русского литературного языка?
- 7) Выявите жаргоны в приведенных ниже текстах. Есть ли среди них такие, которых вы не знаете? о чем это свидетельствует?
- 8) Выразите ваше отношение к приведенным ниже суждениям о жаргоне и обсценной лексике:
- 9) Попробуйте заменить заимствованные слова русскими эквивалентами. Что из этого получилось? Почему?
- 2. Норма и кодификация
- 11) Прочтите определения нормы. О каких нормах идет речь?
- 12) Чем отличаются данные ниже определения нормы от тех, которые даны в задании 11?
- 3. Нормы произношения и ударения
- 13) От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.
- 14) Четвертый лишний.
- 15) Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в каких сохраняется и в каких допускается вариантное произношение.
- 38) Дайте анализ тембровой интенсивности текста.
- 44) Покажите общность и различия (смысловые, стилистические) в значении слов-синонимов. При необходимости придумайте подходящий контекст.
- 45) Следующие слова и выражения распределите по трем группам: а) с положительной оценкой; б) с отрицательной; в) нейтральные,
- 46) Укажите случаи неверного сочетания слов по стилистической окраске.
- 47) Вместо точек вставьте одно из слов, данных в скобках. Мотивируйте свой выбор.
- 48) Найдите «расщепленные сказуемые», замените их синонимичными глаголами. Определите, изменился ли при этом смысл или стилистическая окраска высказывания.
- 49) Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.
- 7. Словообразовательная репрезентация языковой картины мира
- 54) Проанализируйте, как реализация средств словообразования порождает негативный ассоциативный фон?
- 55) Как использование словообразовательных средств способствует возникновению ернической тональности текста?
- 8. Морфологическая репрезентация языковой картины мира
- 59) Слова, данные в скобках, поставьте в нужной форме.
- 61) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.
- 9. Синтаксическая реализация языковой картины мира
- 67) Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. В каких словосочетаниях нарушены нормы?
- 69) Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов.
- 70) Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.
- 71) Найдите ошибки, объясните их. Исправьте предложения.
- 10. Ассоциативные нормы как проявление специфики русской ментальности
- 73) Как понимается смысл приведенных текстов? Какие ассоциации повлияли на ироническое восприятие высказываний? Как эти ассоциации связаны с использованными языковыми средствами?
- 75) Как проявляется пересечение разных стереотипов в анекдотах, шутках?
- 76) Как влияет качественный состав согласных звуков в приведенных ниже стихотворениях на ассоциативное восприятие этих текстов?
- 77) Какие ассоциации возникают в результате чтения данного текста? Чем они вызваны?
- 79) Как проявляется особенность ассоциаций на уровне фонетики, лексики, словообразования, грамматики?
- 11. Научный стиль
- 12. Официально-деловой стиль
- 87) Сделайте вывод о различиях клише и штампа, об уместности их использования в различных стилях речи.
- 90) Прочитайте, выбирая из скобок то слово или сочетание слов, которое более соответствует стилю текста.
- 13. Культура дискутивно-полемической речи
- 100) Для проверки, насколько вы готовы уже сегодня вступить в деловые контакты с партнерами разного статуса, предлагаем вам провести самотестирование.
- 101) В деловом общении следует быть максимально серьезным? От чего зависит степень серьёзности?
- 102) Придумайте ситуацию служебного конфликта: опоздание на работу, несвоевременное представление отчета и т.Д. Разыграйте диалог.
- 105) Прокомментируйте речевое поведение партнеров в конкретной ситуации «купли-продажи». Речь идет о сделке, которую желает заключить Павел Иванович Чичиков с Ноздревым.
- 106) Подготовьте и проведите деловую игру: обсуждение конфликтного вопроса на совместном заседании представителей фирм-партнеров.
- 17. Контрольная работа
- 2. Программы курсов по дисциплине «Русский язык и культура речи»
- 1) Программа курса «Основы культуры речи»
- 2) Программа курса «Культура речевого общения»
- Орфоэпические особенности гласных