1.4 Логический треугольник: слово, предмет, понятие
Первая лексическая трудность перевода заключается в определении значения слова, которое может совпадать, не совпадать, быть шире или уже в различных языках (рис. 1).
рис. 1
Иногда объемы понятий, значений слов в английском и русском языках полностью совпадают, соответствуют друг другу. Таких слов немного, около 30% (собственные имена, числительные, названия дней недели и месяцев, географические названия, некоторые научные и технические термины и др.). Например: Russia, twelve, July, Shakespeare (Россия, двенадцать, июль, Шекспир) и т. д.
Случается, что значению английского слова соответствует несколько слов в русском языке и наоборот. Например: variability – вариативность, неровность, неустойчивость; цель – aim, target, object, purpose, еtс.
Упражнение 1.4.1
Переведите слова, полученные путем словосложения.
MODEL:
English a horseshoe < horse + shoe
Russian подкова < лошадь + тýфля
A newspaper, a head-wind, a lighthouse, a face (of a watch), a hair-dresser, a sun-flower, field-glasses, wall-paper, a tail-wind, a watch dog, a window cleaner, a window dresser, a plate-rack, a record-player, a tape-recorder.
Упражнение 1.4.2
Переведите предложения, обращая внимание на слова, выделенные курсивом.
1. There were snowdrifts 20 inches deep.
2. He lives next door.
3. He is a well known brain surgeon.
4. The volume of gas is intimately dependent on temperature.
5. We need accurate weather forecast.
6. That is a result of careful selection.
7. They introduced an automatic control system.
8. It was an old record-player.
9. He couldn’t find his pocket-knife anywhere.
10. From the earliest times human beings have wondered about the shape of the earth.
Упражнение 1.4.3
Переведите предложения на русский язык.
1. It’s high time to air the room.
2. Our living standards depend greatly on agriculture.
3. I don’t need an alarm-clock. I can wake up myself.
4. The balance can measure very small weights.
5. The boy likes his bicycle very much.
6. The brilliant idea occurred to me.
7. He has shot a few very nice pictures with his new camera.
8. Nickel provides the top coat on the telescope mirror.
9. It’s a use-and-discard instrument.
10. Could you name any characters of the novel?
Упражнение 1.4.4
Переведите предложения на русский язык.
1. Long-distance spacemen will have to drink and re-drink the same water, over and over again.
2. The careful selection of metals and increased accuracy of voltage measuring instruments has made it possible to increase the range of the thermocouple to embrace very low temperatures.
3. The safety of personnel engaged in gamma-inspection of articles is ensured by the construction of protection devices, the reduction of exposure time and by increasing the distance between gamma-sources and attending personnel.
4. A molecule of protein is made from 20 different kinds of amino acid molecules, strung together in a polypeptide chain.
5. The compressor is particularly suitable for filling compressed air bottles.
- Содержание
- Методические материалы рабочая программа дисциплины
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Планы семинарских занятий
- Самостоятельная работа студентов
- Формы текущего и итогового контроля
- 6. Рекомендуемая литература
- Дидактические материалы
- Раздел I лексические аспекты перевода
- 1.1 Введение в понятие «перевод»
- 1.2 Трудности перевода
- 1.3 Классификации перевода
- 1.4 Логический треугольник: слово, предмет, понятие
- 1.5 Перевод пословиц и фразеологических сочетаний
- 1.6 Контекст
- Интернациональные слова и
- 1.8 Правила написания чисел
- Перевод неологизмов
- 1.10 Многофункциональные слова
- 1.11 Перевод имен собственных и названий
- 1.12 Перевод словосочетаний (цепочки существительных). Перевод заголовков
- Раздел II грамматические аспекты перевода
- 2.1 Перевод артиклей
- 2.2 Перевод пассивных конструкций
- 2.3 Перевод слов с окончанием – ing
- 2.4 Перевод инфинитива
- Перевод причастных оборотов
- Письменный перевод. Автоматический перевод текста
- Какова Экология?
- Что такое экология?
- Практикум
- 1.1 Переведите предложения .
- 2.1 Соедините слова, данные в колонке а и их определения из колонки в.
- Прочитайте текст и подберите соответствующий его содержанию заголовок.
- 2.3 Ответе на вопросы по тексту.
- Подберите синонимы к следующим словам:
- Переведите текст на русский язык.
- 3.1 Прочитайте текст о структуре процессора и заполните пропуски следующими словами:
- 3.2 Соедините слова, данные в колонке а и их определения из колонки в:
- 4.1 Соедините слова, данные в колонке а и их определения из колонки в:
- Переведите текст на русский язык.
- 5.1 Вставьте нужное слово в предложение. Вы можете немного изменять слова.
- 6.1 Изучите таблицу.
- 6.2 Заполните пропуски подходящими префиксами: auto, maxi, mono, de, mega, multi, dec, micro, semi, inter, mini, sub.
- 7.1 Переведите текст на русский язык.
- 8.1 Переведите тексты (a, b) на русский язык.
- 10.1 Выполните письменный перевод текстов (a, b, c).
- 11.1 Переведите текст.