logo search
Малышева, Рогалева_УМКД_СО и морфология 2012

Задания

Упражнение 1. Установите, какое из слов, данных в скобках, является мотивирующим для указанных слов. Раскройте значение производного слова с помощью производящего. Укажите способы образования данных слов. Укажите случаи неединственной мотивации.

Желтеть (желтизна, пожелтеть, желтый); отзвучать (звук, отзвук, звучать); болезнь (больной, боль, болеть); перепись (переписанный, переписать, переписчик); обновить (новизна, новенький, новь, новый); выдумщик (думать, думающий, дума, выдумать, обдумать); безвкусица (вкус, вкусный, безвкусный); болтунья (болтать, болтун, болтливый); извинение (вина, извинить, извинять, извиниться, извиняться); переучёт (учёт, учитывать, учесть); эффективность (эффект, эффектный, эффективный); удаленность (дальний, вдалеке, удалить, удаленный).

Упражнение 2. Распределите данные слова по способу словообразования на а) суффиксальные, б) префиксальные, в) префиксально-суффиксальные, г) постфиксальные, д) префиксально-постфиксальные, е) сложносуффиксальные.

А) Побежать, побелка, краснодеревщик, побережье, побрить, поваренок, повариха, поварской, многострадальный, выводок, скачок, выгнать, сторублевка, выгрузка, выгрузить, канатоходец.

Б) Подслеповатый, извозчик, подвозить, изголодаться, водолазный, погрузиться, разменяться, какое-то, по-хорошему, рассмеяться, подвластный, гадалка, подводка, водопроводчик, паровозный, пароходство.

Упражнение 3. Распределите данные слова по способу словообразования на а) слова с нулевой суффиксацией, б) слова с префиксацией и нулевой суффиксацией, в) слова, образованные путем сложения и нулевой суффиксации.

Птицелов, побег, звездопад, проход, глушь, молоковоз, безрогий, одногорбый, бесхвостый, вкривь, езда, испуг, газопровод, проседь, однорукий, ледоход, скалолаз, светловолосый.

Упражнение 4.. Определите способ образования каждого из данных слов:

А) ВТО, шестичасовой, диван-кровать, долгоиграющий, комп, собкор, огнеопасный, ОмГУ.

Б) Вуз, зарплата, рок (рок-н-ролл), быстрорастворимый, ООН, тракторно-ремонтный, градостроительство, древнерусский.

Упражнение 5. Определите способ образования следующих слов.

А) Дикорастущий, безбилетник, мостовая, мужаться, предвоенный, растительность, безлюдно, злоумышленник, озлобление, недоедание, кошачий, профсоюз, огнетушитель, посетительница, кофемолка, побережье, смесь, пешеход, шкаф-купе, небосвод.

Б) Нижеподписавшийся, паспортист, бездорожье, прорезь, галопом, утихомирить, землетрясение, распродажа, музей-квартира, роженица, кровообращение, кровоподтек, разохаться, распылитель, стеклотара, горделивый, волчий, заказ, гранатомет.

Упражнение 6. Распределите приведенные ниже производные слова на две группы: а) образованные сложением; б) образованные при помощи сращения:

Вольнослушатель, человекоподобный, впередиидущий, темно-красный, прямостоящий, дикорастущий, взаимопомощь, кресло-качалка, вышеупомянутый, психотерапевт, радиоуправляемый, высокомолекулярный, работорговля, купля-продажа, умалишенный, громкоговоритель.

Упражнение 7. Определите способ словообразования выделенных слов. От каких слов или словосочетаний они образованы? К какому стилю речи принадлежат эти слова?

Водитель моторки засмеялся. В вечерке опубликовали мою заметку. Сотрудник многотиражки был неопытен. Легковушка неслась навстречу грузовику. Ребенок у них диатезник. Силовики приняли решение. Лучше поехать на Багамы или Канары, чем на Соловки.

Упражнение 6. Выполните самостоятельную работу по предложенному преподавателем варианту и сдайте её на проверку.