Трудные случаи членения слов
Исторические изменения, происходящие в слове, могут затемнить его морфологическую структуру и создать трудности в его членении.
Отметим наиболее часто встречающиеся трудные случаи морфологического членения слов.
НАЛИЧИЕ j НА СТЫКЕ МОРФЕМ
Как известно, в русском языке есть среднеязычный согласный звук j (й), который не имеет в русской графике своего постоянного изображения. Эта специфическая особенность, русской графики часто приводит к большим затруднениям в членении слов, так как различное изображение звука j (й) на письме затемняет морфологический состав слов.
Нужно помнить, что русский j (й) по сравнению с другими сонорными согласными (р, л, м, н), несмотря на свою частотность, имеет малую функциональную нагрузку. Лишь в трех случаях йотированные буквы я, е, ё, ю, а также и читаются, как сочетание йота с соответствующим гласным звуком:
а) в начале слова: яма (йамъ), ель (йэл'), елка (йблкъ), юла (йула), их (йих);
б) после гласных: моя (майа), моей (майэй),моё (майд), мою (майу), мои (майи);
в) после ъ, ь разделительных знаков: объятия, съезд, объем, предъюбилейный судья, судье, судьей, судью, судьи.
j(й) в сочетании с и на письме передается одной буквой и (хозяй(ский) + ин — хозяин, строй(ка) т- ить = строить, мой + и = мои.
Затруднения в анализе слов появляются в тех случаях, когда j (й) находится на стыке двух морфем: а) корня и суффикса, б) основы и окончания.
Рассмотрим конкретные примеры трудных случаев морфемного членения слов из-за наличия в словах j (й).
а) На стыке корня и суффикса. В слове бо/ец истинный морфемный состав бой+ец (ср.: бойца), воин — вой + ин {ср.: вой(ск)а). В слове военный й между двумя гласными сливается со звуком е; в слове паять — корень пай (ср.: пайка); в слове затеять — корень затей (ср.: затей/ник).
б) На стыке основы и окончания. В слове бакалея — основа бакалей и окончание -а (ср.: бакалей/н/ый); авария = аварий-+-а (ср.: аварий/ный); движение = движений- + -э (род. п. мн. ч. движений).
Часто не только учащиеся, но даже студенты-первокурсники филологических факультетов педагогических институтов затрудняются установить границу между основой и окончанием. Так, во время специального опроса очень немногие студенты-первокурсники «сообразили», что в словах типа батарей, семей, друзей, статей, линий, конструкций, зданий, герой, край, булавок, селедок — нулевое окончание.
Причиной этих ошибок является то, что в школах мало занимаются морфемным анализом слов, в которых имеется расхождение между звуковым и буквенным составом.
Проанализируем вышеприведенные примеры. Возьмем слово батарея. Подберем однокоренные слова: батарей/н/-ый, батарей!к!а... Учитель предлагает обозначить над буквой я соответствующие звуки (звуковое содержание йотированных букв я, ю, е, ё учащимся уже известны из
й/а
учебника) — батарея. Нетрудно заметить, что батарей и является общей частью этих родственных слов, т. е. корнем с нулевым окончанием. Проанализируем слово семья. Произведя фонетический разбор этого слова и сравнив его с однокоренными семей!к!а, семей/ств/о, учащиеся легко убедятся в том, что семей является корнем с беглым е перед й и с нулевым окончанием. Для наглядности можно сравнить со словами иной морфемной структуры — врач/ей, нож/ей, шалаш/ей, где звукосочетание -ей четко выделяется как окончание (ср.: врач, нож, шалаш). Еще проще выявить нулевое окончание в словах типа линий
й/а
(ср.: линия). Слова же типа селедок, булавок достаточно сравнить с формой именительного падежа единственного числа селедк/а, булавк/а, а в родительном падеже множественного числа закономерно появляется беглый о.
Необходимо объяснить, что в притяжательных прилагательных типа лисий морфема -ий является суффиксом, а не окончанием. Следовательно, в форме лисий — нулевое окончание. В связи с тем, что в словах типа лисий отсутствует окончание, перед j(й) появляется беглый и, который при появлении окончания исчезает (вернее, графически заменяется разделительным ь). Ср.: лисий — лисья (лись/й/а), лисье (лись/й/э), лисьего (лись/й/эго). То же в существительных типа копьё (копьй/о) — копий.
Для того чтобы преодолеть эти ошибки, учащимся необходимо усвоить методику выделения окончаний. Известно, что окончания служат для выражения морфо-синтаксических отношений. Следовательно, при выделении окончаний необходимо привлечь максимальное количество падежных или личных форм данного слова. Это даст возможность путем сопоставления логически, обоснованно и сознательно, а не механически выделить окончание. <…>
ФУЗИЯ И НАЛОЖЕНИЕ МОРФЕМ
Известно, что в русском языке морфемы настолько тесно сплетены, что их выделение в ряде случаев оказывается весьма сложным. Такое тесное морфологическое соединение изменяемого корня с многозначными нестандартными аффиксами, приводящее к стиранию границ между морфе мами, называется фузией.
Рассмотрим некоторые случаи, когда морфемы частично или полностью накладываются или как бы наплывают друг на друга, т. е. образуется аппликация морфем как результат фузионного характера русского языка.
а) Наблюдаются случаи тесного сплетения п р иставки и к о р н я, в результате чего один и тот же звук одновременно принадлежит и приставке и корню (приду (ср.: при-+ иду), разинуть (ср.: раз- + зинуть, от зиять), расчет (ср.: рас- + счет), рассориться (ср.: рас- + + ссориться) и др.).
б) Чаще встречаются случаи слияния коне ч н ого звука корня с
н ачальным з в у к о м с у ф ф и к с а. Например, в слове бескозырка к относится и к корню, и к суффиксу (ср.: без- + козырек + к + а), в слове пнуть н также несет двойную нагрузку (ср.: пин/а/ть- + суффикс однократности -ну- + -ть); в слове расти т также выполняет двойную роль (ср.: раст- + -ти). Ещё примеры частичного наложения морфем: лилов(ый) + -оват(ый) = лиловат(ый); коричнев(ый)+оват(ый) = коричневат(ый); лермонтовед, тарификаци/я.
в) В редких случаях один и тот же суффикс может выполнять двоякую роль. Так, в Советском Союзе есть немало городов, название которых образовано при помощи относительного суффикса -ск- и нулевого окончания: Чапаевск, Свердловск, Ангарск, Томск, Александровск, Алексеевск, Шахтерск, Куйбышевск и др. Относительные прилагательные от этих существительных образуются путем полного наложения суффикса -ск(ий): чапаевский, свердловский, ангарский, томский, советский, александровский, алексеевский, шахтерский, куйбышевский. Таким образом, один и тот же суффикс -ск входит и в основу существительного (Чапаевск), и в основу образованного от него относительного прилагательного (Чапаевск + -ск/ий/ = Чапаевский (горсовет). Иное дело Ча паевский в сочетании Чапаевская дивизия. Здесь корень Чапаев-, суффикс относительного прилагательного -ск и окончание -ая. Следовательно, прилагательные в словосочетаниях Чапаевский горсовет и Чапаевская дивизия фактически имеют различную морфемную структуру.
г) Тесное сплетение частей слова наблюдается также в сложных словах. В таких случаях при появлении одинаковых слогов один из них иногда выпадает, а оставшийся гласный о(е) выполняет двоякую функцию, т. е. является гласным звуком одного из компонентов и соединительным гласным.
Иногда выпавший слог может быть не одинаковый, а близкий по звучанию.
Словообразовательные элементы | Какой слог выпал | Как пишется в современном языке |
дик + о + образ | 0 | дикобраз |
знамен + о + носец | нО | знаменосец |
минерал + о + логия трагик + о + комедия шивъ + о + воротъ рад + о + душ/а/ -\-н-\-ый табак + о + кур | ло ко во до ко | минералогия трагикомедия шиворот радушный табакур |
В языкознании подобное явление называется г а п л о логией.
д) Особенно наглядно проявляется сплав корня и суффикса в глаголах, имеющих в основе заднеязычный звук г или к. При этом г или к, накладываясь на глагольный суффикс -ть и сливаясь с ним, образуют аффрикату ч. Эта группа глаголов немногочисленна: к ней принадлежат всего 16 глаголов (не считая приставочных и возвратных образований):
беречь (берегут) влечь (влекут) волочь (волокут) жечь (жгут) запрячь (запрягут) лечь (лягут)
мочь (могут) облечь (облекут)
обречь (обрекут)
печь (пекут)
пренебречь (пренебрегут)
сечь (секут)
стеречь (стерегут)
стричь (стригут)
толочь (толкут)
течь (текут)
В лингвистической литературе принято вычленять -чь как суффикс неопределенной формы глагола (те/чь. бере/чь), хотя в эту морфему фактически входит и конечный звук корня г или к.
ВЫПАДЕНИЕ ЗВУКОВ
В русском языке наблюдаются различные случаи в ы падения звуков в слове в некоторых позициях. Это часто затемняет морфологическую структуру слова и затрудняет его членение.
а) Вы падение звука в (в начале корня) после приставки об-. В древнейшее время существовал фонетический закон: звук в выпадает после приставки об-, если корень слова начинается на в:
об + вернуть(ся) — обернуться);
об + вертка — обертка;
об + вертывать(ся) — обертываться);
об + вет — обет (ср. исторические однокоренные слова: завет, ответ, привет, совет; обещание, завещание, совещание и др.);
об + видеться) — обидеть(ся);
об + витать — (в значении «жить») (ср.: обитать, обитатель, обитель);
об + влако — облако;
об + влад(еть) — обладать;
об + власть — область, областной;
об + влачить(ся) — облачить(ся) (ср.: облачко, облачность);
об + вод — (ср.: обод, ободок, ободочный);
об + воз — обоз (ср.: обозный);
об + волочь — оболочный, оболочка;
об + ворачивать — оборачиваться);
об + ворот — оборот, оборотный;
об + вращение — обращение;
об + выкнуть — обыкновенный, обычный;
об + вязать(ся) — обязать(ся) (ср.: обязанность, обязательный).
После прекращения действия этого звукового закона возникли новые образования приставки об- с корнями, начинающимися на в: обвернуть, обвозить, обводнить и т. д., но старые образования сохранились,
б) Вы падение согласного звука перед н. Согласные взрывные б, п, д, т, г, к, являясь конечными звуками корня, перед глагольным суффиксом -ну- выпали, в результате чего в современном языке в глаголах пережиточно сохранилось чередование б, п, д, т, г, к с нулем звука.
Формы с полным корнем | Формы с усеченным корнем | Какой звук выпал |
блест/е/ть | блес/ну/ть | т |
брызг/а/ть | брыз/ну/ть | г |
впрыск/ ива /ть | в/прыс/ну/ть | к |
гиб/ель | с/ги/нуть | в |
гляд/е/ть | гля/ну/ть | д |
двиг/а/ть | дви/ну/ть | г |
кап/а/ть | ка/ну/ть (ср.: капнуть) | п |
кид/а/ть | ки/нуть | д |
плеск/а/ть | плес/ ну /ть | к |
сп/а/ть | за/с/ну/ть | п |
стыд/и/ть | сты/ну/ть | д |
тиск/а/ть | тис/ну/ть | к |
треск/а/ть | трес/ну/ть | к |
трог/а/ть | тро/ну/ть | г |
тяг/а/ть | тя/ну/ть | г |
у/вяд/а/ть | у/вя/ну/ть | д |
у/топ/ать | у/то/ну/ть (ср. нелите- | п |
| рат. утопнуть) |
|
шепт/а/ть | шеп/ну/ть | т |
Выпадение взрывных перед суффиксом -ну- в современном русском языке не всегда обязательно (достигать — достигнуть, ослабеть — ослабнуть, стукать — стукнуть).
в) Вы падение одного из трех одинаковых согласных. По правилам орфографии в русском языке больше двух одинаковых согласных букв подряд не пишется, даже если это и требуется составом данного слова.
Словообразовательные элементы | Какой звук выпал | Как надо писать |
антенн(а) + н + ый | « | антенный |
бес + ссуд (а)-+ н + ый | с | бессудный |
ванн(а) + н + ый | н | ванный |
колонн(а)+ н + ый | н | колонный |
Одесс(а) + ск+ ий -, | с | одесский |
Прусс(ия) + ск + ий | с | прусский |
г) Различные случаи выпадения отдельных согласных. В современном русском языке встречаются случаи, когда вопреки морфологической структуре слова по разным причинам отсутствуют отдельные согласные.
Словообразовательные элементы | Как пишется | Какой звук выпал |
бедро | берцовая кость | д |
бескозырк + к(а) | бескозырка | к |
горн | гончар | р |
кочерга | кочегар | р |
обман + ну + ть; обман! ы- | обмануть | н |
вать |
|
|
пин/а/ть, пн+ ну + ть | пнуть | н |
пол(овина) + втор(ой) | полтора | в |
пряд(у) + суфф.-лк(а) | прялка | д |
Раз+зеватъ (ср.: зев) | разевать | 3 |
раз + зинуть (ср.: зиять) | разинуть | 3 |
раст + ти | расти | т |
стекл(о) -янк(а) | склянка | т(е) |
шед/ш(ий) + л | ше/ л, ш/л/а | е(д) |
ВСТАВОЧНЫЕ ЗВУКИ
В современном русском языке реже встречаются случаи, когда вопреки морфологической структуре в слова вставляются отдельные звуки:
взнуздать (от узда), ср.: разнузданный;
вотчина (от отчий);
заиндевелый (от иней), ср. в народной речи ндравиться (вместо нравиться);
навострить (от острый);
привычка (отвыкать).
* * *
Приведенные примеры подтверждают мысль о том, что в русском языке, который является типично фузионным, наблюдаются случаи слияния морфем, их спаянности, нечеткости границ между ними. Все это создает определенные трудности при членении слов. Безусловно, что в школе работу по словообразованию необходимо проводить на типичных примерах. Лишь при необходимости в зависимости от уровня знаний в классе учитель сам объяснит подобные сложные случаи, которые свидетельствуют об исторических изменениях, непрерывно происходящих в языке.
ПРИНЦИПЫ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ЧЛЕНЕНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ СЛОВ
В русском языке, как и в других языках мира, важное место в словаре занимает интернациональная лексика. В последнее время количество интернационализмов значительно возросло.
Новые термины не только отражают небывалое развитие научной мысли и технического прогресса, но и свидетельствуют об усилении международных связей. Интернационализмы занимают господствующее положение в терминологических системах всех отраслей знаний (биомицин, тетрациклин, протон, нейтрон, позитрон, синхрофазотрон, биофизика, биохимия, структурализм, семиотика, абстракционизм, гидробиология, астрофизика, космодром и др.). Поэтому в лингвистической литературе этой проблеме уделяется все большее внимание.
Огромная перспективность в развитии интернациональной лексики требует ее изучения и установления принципов морфологического членения в русском языке. <…>
Особые трудности вызывает членение интернационализмов. Этот вопрос не нашел единодушного разрешения. Даже в учебных пособиях для студентов высших учебных заведений встречаются случаи разнобоя.
При морфемном анализе интернациональных слов необходимы единые объективные критерии, так как отсутствие их приводит к субъективизму.
Укажем- на два основных принципа анализа интернациональных слов:
Существенным признаком членения слов необходимо считать употребительность вычлененного компонента в качестве самостоятельного с лова или корня в современном русском языке.
При морфологическом анализе интернациональных слов необходимо исходить из с ловообразовательной структуры русского языка, а не того языка, откуда заимствовано данное слово. Например, слово доцент происходит от латинского производного слова docentis — «учащий», но в русском языке это слсво не членится (ср.: доцент/ский, доцент/ур/а). Также в отличие ст латинского языка в русском языке не членится слово иезуит (ср. однокорснные слова: иезуит/ск/ий, иезуит/ ств/о, иезуит/ств/ов/а/ть и т. п.). Непроизводными словами являются также пассажир, гараж, аморфный, приоритет, интернат и др. Это легко установить путем подбора и сопоставления однокоренных слов, например: пас-сажир/ск/ий, пассажир/к/а; гараж/н/ый; аморфн/ость и т. п.
Иное дело слово оппонент. Оно является производным словом не только в латинском (ср.: орропо — «возражаю», орропепtis — «возражающий»), но и в русском языке — оппон/ент, оппон/иров/а/ть. Приведем еще примеры производных слов: рефер/ент (ср.: рефер/иров/а/ть), масс/аж (ср.: масс/иров/а/ть), бронх/ит (ср.: бронх/и), экспон/ат (ср.: экспон/иров/а/ть), нейтрал/итет (ср.: нейтраль/н/ый), экс/порт (ср.: им/порт), ре/констру/иров/а/ть (ср.: констру/иров/а/ть), а/мораль/н/ый (ср.: мораль), дез/организ/ов/а/ть (ср.: организ/аци/я).
По морфологической структуре интернациональные слова бывают а) сложные, б) производные, в) сложносокращенные, г) непроизводные.
Рассмотрим каждую группу в отдельности.
СЛОЖНЫЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА
Исходя из вышеуказанных принципов, сложными интернациональными словами мы можем считать те слова, которые содержат не менее двух употребительных в русском языке знаменательных интернациональных слов. Например, слово радиолокатор является сложным интернациональным словом, так как оно состоит из двух самостоятельных интернациональных слов, известных русскому языку: радио и локатор. Еще примеры: радио/ комментарий, радио/ монтаж, радио/телефон, радио/навигационный, радио/ трансляционный, кино/фильм, кино/театр и др. Границы морфологического членения подобных слов вполне прозрачны.
ПРОИЗВОДНЫЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА
Необходимо четко различать сложные и производные слова. Если в интернациональном слове, состоящем из двух словообразовательных компонентов, только один компонент в современном русском языке является самостоятельным, то здесь не может быть и речи о сложном слове: данное слово является производным. При этом различаем два основных случая:
Случай 1. Первый компонент — слово, употребляемое в русском языке самостоятельно; второй компонент — морфема интернационального происхождения, не употребляемая в русском языке в качестве самостоятельного слова (лексик/ография, диалект/ология, суффикс/оид, префикс/ оид, спектр/оскоп и др.).
Очень часто в таких случаях интернациональные морфемы присоединяются к исконно русским основам или корням (игр/отека, рус/офил, стекл/ограф, свет/офор, жен/офоб, сахар/иметр, звук/ометрия, славян/офильство, круг/орама и др.). Следует учесть, что многие слова иностранного происхождения настолько органически влились в наш языковый оборот и настолько морфологически связаны с русским языком, что невозможно о них говорить как о заимствованиях. Говорящие на русском языке привыкают к ним, вовсе забывая об их происхождении.
Например, первые компоненты следующих слов говорящими воспринимаются как обычные русские слова: металл/ография, ракет/одром, металл/оид, магнит/офон, кристалл/ограф, карт/ограф, танк/одром, вулкан!ология, газ/ометр, текст/ология, истори/ограф, па разит!ология и др.
Следовательно, релевантным признаком данной группы слов является не генетический аспект, а наличие употребительного в русском языке самостоятельного слова или корня, а также наличие постпозитивного интернационального словообразовательного элемента.
Какова же природа этой постпозитивной морфемы? Думается, что наиболее рационально и логично назвать этот «суффигированный словоэлемент» суффиксоидом. Генетически суффиксоиды, безусловно, являются корневыми, но в современном русском языке, в синхронном аспекте, они употребляются в роли суффиксов, так как они, не являясь самостоятельными словами, придают корню лишь дополнительное значение.
К этим суффиксоидам могут дополнительно присоединяться суффиксы [славян/офил — славянофиль/ств(о)]. Это происходит аналогично тому, как к одному суффиксу может присоединиться другой суффикс (например, учитель — учитель/ ств/ о — учитель/ств/ов/а/ть).
Случай 2. Первый интернациональный компонент неизвестен русскому языку как слово, а второй компонент является самостоятельным словом русского языка [графо/мани(я), аэро/сани, авто/гравюр(а), поли/клиник(а), астро/летчик, теле/видени(е), интер/видени(е)].
Безусловно, что подобные слова логичнее всего рассматривать как производные, состоящие из интернациональных префиксоидов и знаменательного слова.
* * *
В словах этих двух групп на границе морфем обычно встречается гласный о (стекл/ография, фильм/отека, гидро/узел, гидро/планер). Но этот гласный никак нельзя считать соединительным, так как он может быть лишь в сложных словах, а здесь речь идет о двух типах производных слов. В силу этого былой соединительный гласный о сливается с суффиксоидом или с префиксоидом. Так образуются суффиксоиды -олог- (диалект/олог), -ограф- (кристалл/ограф), -отека- (карт/отека), -одром- (ракет/одром), -оскоп- (спектр/оскоп) и др. Так же образуются и префиксоиды: аэро- (аэро/флот), био- (био/препараты), гео- (гео/физика), гидро- (гидро/станция), зоо- (зоо/парк), кардио- (кардио/ склероз), макро- (макро/климат), микро- (микро/организм), моно- (моно/культура), нейро- (нейро/-биология), нео- (нео/реализм) и т. п. Наращение в суффиксоидах и префиксоидах звука о (иногда е), генетически восходящего к соединительной гласной, вполне закономерно, как, например, закономерны фонетические варианты исконно русских суффиксов -ств(о), (учитель/ств(о), -еств(о) (человеч/еств(о), -шеств(о) (нов/шеств(о), пир/шеств(о).
Итак, с нашей точки зрения, существующие в литературе по словообразованию термины «суффиксоиды» и «префиксоид ы» могут быть отнесены к интернациональным морфемам, о которых речь была выше.
Действительно, в языке-источнике эти морфемы являются знаменательными словами или корнями, в интернациональных же словах других языков они выполняют служебную роль. Конечно, человек, обладающий чувством языка, легко сообразит, что в словах с элементом -(о) тека (картотека, фильмотека, игротека) речь идет о соответствующем хранилище, складе, а в словах с элементом -(о) логия (лексикология, диалектология, эпидемиология, бактериология) речь идет о соответствующей науке, но в русском языке нет самостоятельных слов «тека» и «логия». Они выступают в качестве аффиксоидов.
Определяющим моментом дифференциации суффиксоидов и префиксоидов является их позиция по отношению к знаменательному слову (или корню): находятся ли они в препозитивном или постпозитивном положении. Как известно, определяющими признаками префикса и суффикса являются их препозитивное или постпозитивное положение. Вот как определяет эти две морфемы О.С. Ахманова в словаре лингвистических терминов: «Префикс — выделяющаяся в составе словоформы докорневая аффиксальная морфема...» (стр. 352); «суффикс — выделяющая в составе словоформы послекорневая аффиксальная морфема» (стр. 464).
СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА
Особо следует отметить случаи, когда первый компонент представляет собой сокращенное интернациональное слово (чаще всего прилагательное), а второй компонент — самостоятельное полное слово (по типу русских словообразований — сберкасса, зарплата).
Полное слово | Части слова | Сложносокращенные слова |
авиационный | авиа | авиа/база, авиабомба, авиа/дви- |
|
| гатель, авиа/завод, авиамодель, |
|
| авиа/промышленность |
автомобиль- | 1) авто | Авто/гараж, авто/колонна, ав- |
ный |
| то/I парк , авто/ промышленность |
автоматичес- | 2) авто | Авто/ диспетчер, авто /маши- |
кий |
| нист, авто /поилка, авто /пилот, |
|
| авто /приемщик, авто/сварка, ав- |
|
| то/сцепка, авто/штурман |
агитацион- | агит | Агит/бригада, агит/вагон, |
ный |
| агит/ коллектив, агит/ массовый, |
|
| агит /пункт |
агрономичес- | агро | агро /база, агро /биологический, |
кий |
| агро /максимум, агро/ минимум, |
|
| агро /пропаганда, агро/физика, |
|
| агро /химия |
бензиновый | бензо | бензо/бак, бензо/мер, бензо/ко- |
|
| лонка, бензо/фильтр |
велосипедный | вело | вело/гонка, вело/кросс, вело/про- |
|
| бег, вело/спорт, вело/трек, вело/- |
|
| фигурист |
телевизион- | теле | теле /аудитория, теле/башня, |
ный |
| теле/зритель, теле/камера, теле/- |
|
| очерк, теле/ передача, теле/сту- |
|
| дия, теле/театр, теле /фильм, |
|
| теле /центр |
термический | термо | термо / регулятор , термо/ тера- |
|
| пия, термо/ядерный |
турбина | турбо | Турбо/ генератор, турбо/дина- |
|
| мо, турбо/компрессор, турбо/стро- |
|
| ители, турбо/моторный |
электричес- | электро | Электро/диагностика , электро/- |
кий |
| динамика, электро/магнит, элек- |
|
| тро /мотор, электро/ терапия, |
|
| электро /энергия |
Такие слова, как фото, радио, кино, метро, также являются сокращениями (например, ср. полное малоупотребительное слово метрополитен), но в современном русском языке эти и другие подобные слова мы уже воспринимаем как самостоятельные полноценные слова.
НЕПРОИЗВОДНЫЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА
Непроизводным является такое интернациональное слово, которое, несмотря на то что генетически состоит из двух-трех компонентов, в синхронном аспекте не содержит ни одного знаменательного для русского языка слова или корня. Следовательно, слова типа географ, телеграф, телефон, биолог, кардиолог, телевизор, автобус и т. п. в современном русском языке не членятся.
А. И. Смирницкий убедительно показал, к каким противоречиям приводит членение подобных слов: если проанализировать эти слова с общим первым компонентом — телеграф, телескоп, телефон, то создается впечатление, что теле- является префиксальной морфемой со значением отдаленности, а вторые компоненты представляют собой корневую морфему. Наоборот, при сопоставлении слов этого типа с одинаковым вторым компонентом — телеграф, фонограф, сейсмограф — создается впечатление, что второй компонент (граф) является суффиксом, а первые компоненты — корневыми морфемами. «Таким образом,— заключает А. И. Смирницкий,— получается так, что как будто следует признать членение слова telegraph и других слов подобного рода на суффикс и префикс и констатировать отсутствие в них корневой морфемы: ведь ни один из компонентов этих слов не сопоставляется с корневой морфемой какого-нибудь простого слова. Между тем по структурным нормам подобное членение невозможно».
Приведем еще примеры. В словах библиотека, библиография, библиоман, библиофил, библиология оба компонента не употребляются в русском языке как самостоятельные слова. Следовательно, морфологическое членение этих слов невозможно и бессмысленно. Иное дело в словах картотека, игротека, фильмотека. Здесь мы явно ощущаем употребляемые в русском языке слова карта, игра, фильм, а морфема –отека совершенно четко и прозрачно вычленяется как суффиксоид, обозначающий собрание чего-либо. <…>
Печатается по: Потиха З.А.
Современное русское словообразование. –
М.: Просвещение, 1970.
Рацибурская Л.В.
- Предисловие
- Оглавление
- Раздел I. Морфемика и словообразование 16
- Раздел II. Морфология 59
- Рабочая программа дисциплины «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология»
- Цели освоения дисциплины
- Место курса в структуре ооп вуза
- Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
- Содержание дисциплины
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 1. Домашние задания (предполагаются по всем темам практических занятий):
- 2. Самостоятельные работы:
- 3. Контрольные работы и контрольные тесты:
- Учебно-методическое обеспечение Литература Основная
- Дополнительная
- Словари и справочники
- Методические рекомендации для преподавателя
- Боброва г.А. Морфемика: Задания для самостоятельной подготовки студентам 2 курса филологического факультета. Омск, 1989.
- Методические указания для студентов
- Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- Раздел I. Морфемика и словообразование
- Занятие 1. Введение в морфемику. Виды и статус морфем.
- Основа слова и словоформы
- Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Членимость и производность основ Литература Основная
- Дополнительная
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 1 Морфемный анализ слов
- Занятие 4. Способы словообразования в современном русском языке* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 2 Словообразовательный анализ слов
- Занятие 5. Единицы словообразовательной системы и структуры. Словообразовательный тип* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 6. Особенности современного словопроизводства. Неузуальное словообразование (потенциальные слова и окказионализмы)* Литература
- Теоретические сведения
- Причины появления неологизмов:
- Вопросы и темы для рефератов
- Задания
- Занятие 7. Морфонологические особенности словообразования* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Приложения к Разделу I «Морфемика и словообразование»
- План морфемного анализа слов
- План словообразовательного анализа слов
- Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфемике и словообразованию
- Избранные научные статьи по морфемике и словообразованию
- Заметки по русскому словообразованию
- Активные процессы современного словопроизводства
- Об основной единице словообразовательной системы языка
- Трудные случаи членения слов
- Словарь уникальных морфем современного русского языка
- 1. Вопрос об уникальных морфемах в современной лингвистике
- Словообразование. Основные понятия
- Метафорическая мотивация в русском словообразовании
- Введение в морфологию Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Система частей речи в русском языке Вопросы
- Занятие 2. Имя существительное: общая характеристика. Лексико-грамматические разряды имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Лексико-грамматические разряды имён существительных (лгр).
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Категория рода имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест № 1 Род имен существительных (возможен 1,2 и более правильных ответов)
- Занятие 4. Категория падежа имен существительных. Морфологический анализ имен существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопрос о количестве падежей.
- Вопросы
- Задания
- Контрольная работа по теме «Имя существительное»
- Варианты контрольных заданий
- Занятие 5-6 Имя прилагательное* Литература
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест «Имя прилагательное»
- 8. Найдите прилагательные, которые образуют сравнительную степень.
- 9.Найдите прилагательные, от которых можно образовать простую превосходную степень.
- 10. Найдите правильный вариант образования относительного прилагательного.
- Занятие 7-8 Местоимение как часть речи* Литература
- Вопросы
- Задания
- Занятие 9 Категория состояния как часть речи Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Категория вида.
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Задания
- Образец морфологического разбора
- II. Имя прилагательное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- III. Имя числительное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- IV. Местоимение План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- V. Категория состояния План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VI. Глагол План морфологического разбора инфинитива
- Образец морфологического разбора инфинитива
- План морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- Образец морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- План морфологического разбора причастия
- Образец морфологического разбора причастия
- План морфологического разбора деепричастия
- Образец морфологического разбора деепричастия
- VII. Наречие План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VIII. Служебные части речи Предлог План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Союз План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Частица План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Приложение 2 Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфологии
- Избранные научные статьи по морфологии
- Введение в грамматическое учение о слове
- § 5. Основные структурно-семантические типы слов
- § 7. Система частей речи и частиц речи в русском языке
- Рост аналитизма в морфологии
- Русский язык в зеркале языковой игры. Морфология Вводные замечания
- Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении.
- Глава III. Грамматическое оформление.
- О частях речи в русском языке