logo search
занятие 9-10 / Антипов_Русский язык и культура речи

15) Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в каких сохраняется и в каких допускается вариантное произношение.

Ассамблея, ассорти, ассоциация, ассистент, грамм, диссонанс, анналы, ванна, группировать, гамма, беллетристика симметричный, грипп, аккуратный, аттестат, классный, программный, ирреальный, террор, территория, корреспондент, суббота.

16) В каких словах иноязычного происхождения и именах собственных сохраняется безударный звук [о]?

Ароматный, бордо, коммюнике, баобаб, кооперация, колледж, модель, ноктюрн, поэт, оратор, трио, фойе, боа, бокал, болеро, концерт, роман, соната, хаос, Вольтер, Роден, Флобер, Шопен.

17) Мягко или твердо произносятся в современном литературном языке согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах? В каких случаях допускается вариантное произношение?

Айсберг, бактерия, безе, деликатес, декан, депрессия, детектив, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кратер, кредо, крейсер, критерий, модель, нетто, одесский, орхидея, патент, сессия, свитер, синтез, темп, тент, терапевт, термин, термос, текст, темп, фланель, энергия, эффект.

18) Произнесите следующие слова. Возможны ли варианты произношения?

Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, перечница, пустячный, сливочный, спичечный, яичница, прачечная, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный.

19) Какой звук [о] или [э] произносится под ударением в следующих словах?

Безнадежный, блеклый, желчь, никчемный, одновременный, одноименный, планер, преемник, расседланный, старьевщик, местоименный, маневр, белесый, решетчатый, бытие, опека, затекший, острие, отыменный.

20) Проверить соответствие своего произношения орфоэпическим нормам; прочитать текст, реализуя установку на максимальное понимание чтения слушателями.

21) Привести примеры вариативности и вариантности произношения сочетания –чн– (на материале точной рифмы в поэзии XVIII-XX вв.).

Пример текста:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

В глуши, в деревне все вам скучно.

А мы… ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

(А.С. Пушкин)

22) Объясните, с какими конкретным причинами связано произнесение безударных [о] и [э] в приведенных ниже текстах:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом.

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

(А.С. Пушкин)

Ночь темна и беззвездна,

Кто-то плачет во сне.

Опрокинута бездна

На водах и на мне.

(М. Волошин)

23) Обратитесь к текстам стихотворений Ф.И. Тютчева, определите, к какой произносительной традиции – книжной или устной – тяготил поэт. Подтвердите свое мнение цитатами из стихотворений.

24) Произнесите пословицы и поговорки с ориентацией на московскую, а затем на петербургскую норму.

1. Не родись красивой, а родись счастливой. 2. Белые ручки чужие труды любят. 3. Рот что скребок, все подберет. 4. Не учили поперек лавочки, а во все вытянулся, не научишь. 5. Пороки входят в состав добродетели, как ядовитые снадобья в состав целебных трав.

25) Сравните московский и петербургский варианты произношения слов с данными современных орфоэпических словарей. Сделайте вывод о преемственности произносительных норм.

26) Укажите случаи ненормативного ударения. Отметьте, какой речевой ситуацией объясняются различные ударения в следующих словах: кОмпас – компАс, дОбыча – добЫча, Алкоголь – алкогОль, прИкус – прикУс, Гусеничные – гусенИчные, улОжили – уложИли, мокрОта – мокротА.

27) Данные глаголы поставьте в форме прошедшего времени всех родов и обоих чисел. Запомните ударение.

Образец: ткать – ткал, ткалА, ткАло, ткАли.

Плыть, рвать, взять, гнить, слить, дать, спать, звать, врать, вить, брать, быть, лгать, жить, гнать, пить, ждать.

28) Образуйте краткие формы прилагательных (мужской, женский, средний род единственного числа и множественное число). Укажите в них ударение. Отметьте случаи допустимого колебания ударения.

Густой, грустный, мягкий, глупый, добрый, быстрый, дикий, новый, редкий, гладкий, сладкий, честный, ясный, верный, полный, высокий, легкий.

4. Фоника как конструктивный компонент организации речи

29) Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке А. Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте. Покажите художественную роль фоники на данном примере.

Таков завет и звук таков, И с мягким махом тяжело

И по косе вдоль жала Косье в руках скрипело.

Смывая мелочь лепестков И солнце жгло,

Роса ручьем бежала И дело шло,

Покос высокий, как постель, И все, казалось, пело:

Ложился, взбитый пышно, Коси, коса,

И непросохший сонный шмель, Пока роса,

В покосе пел чуть слышно. Роса долой –

И мы домой.

30) Проанализируйте фонику газетных заголовков; выделите те из них, в которых фоника стала источником экспрессии, и те, в которых вы находите недочеты в звуковой организации; устраните их. При этом различайте случайные звуковые повторы, неуместную рифму и сознательное использование звукописи с целью усиления действенности речи.

«Урок-впрок». «За штилем – шторм». «Недостаток внимания руководства к развитию производства». «Магистраль, зовущая вдаль». «Медали за модели». «Твои планы планета?». «Полный ход «водоход»! «Кто за тобой, горновой?» «Старая ставка на страх». «Целебное дыхание калины». «Грани гранита». «Льготы Аэрофлота».

31) Дайте оценку сочетаемости звуков в аббревиатурах. Приведите примеры нарушения норм благозвучия в аббревиатурах, отмечая скопление согласных и стечение гласных. Назовите аббревиатуры, созданные с соответствии с требованиями благозвучия речи.

ВЗТТМ, МФШ, ЛФШ, МАПРиЯЛ, МАН ВШ, Со АН ВШ, ИЯ РАН, ИРЯ РАН, Сиб РУМЦ, ОНТИ, МГЛУ, ЦУМ, ГИБДД, ГАИ, АИСТ, ГОСТ, ГВЫТМ, ВНОС, САТЭЛ, ИНИОН, КрасГУ, КемГУ, АГУ, ТГУ, МГУ, ПИРиЯЛ, ПИАР.

32) Приведите примеры современных аббревиатур. Всегда ли при создании аббревиатур используется принцип благозвучия? Какие новые тенденции прослеживаются при образовании аббревиатур?

33) Ознакомьтесь с замечаниями В.Я. Брюсова о благозвучии поэтической речи А.С. Пушкина; приведите примеры благозвучных строк из стихотворений современных поэтов; объясните художественное значение звуковой организации речи в стихотворном языке.

«…Наблюдая сочетания и столкновения согласных и гласных у Пушкина, мы постоянно видим величайшую заботливость поэта о легком, музыкальном переходе от одного слова к другому. Для Пушкина характерны такие переходы от слова к слову, как Отрок милый, отрок нежный…, где столкновения согласных не дают никакого затруднения в чтении, или: Мои утраченные годы; Гордой юности моей; Легко и радостно играет; Порой опять и т.д., где столь же легки столкновения гласных».

34) Укажите слова, сочетания которых порождают неблагозвучие речи.

1. Отбросив вечерние страхи и сомнения, семенили люди. 2. Вихрь пламени и дыма обрушился на племя. 3. Опустившись на стул, он застыл, стал остолбенелым. Максим Грек переводил максимально точно. 4. Я еще не питал неприязни к этому упитанному юнцу. 5. Отойду немного, а потом пойду. 6. В труде каждого труженика – залог успеха всего коллектива. 7. Широко практикуем мы метод практических заданий. 8. Плуг заглубился на заданную глубину.

35) Какую цель преследуют поэты, используя резкое стечение согласных либо постановку рядом причастий с неблагозвучными суффиксами:

1. Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая (А.С. Пушкин). 2. От ликующих, праздно болтающих, обагряющих, руки в крови. Уведи меня в стан погибающих за великое дело любви (Н.А. Некрасов). 3. Я недаром вздрогнул. Не загробный вздор (В. Маяковский). 4. Видели ли вы, как бежит по степям, в туманах озерных кроясь железной ноздрей храпя, на лапах чугунный поезд? (С. Есенин);

5. Интонационно-изобразительные средства

36) Прочитайте каждую скороговорку вслух по пять-шесть раз в медленном темпе, отчетливо выговаривая каждый звук; затем читайте, убыстряя темп, и опять замедляйте темп. Следите за дикцией и произношением звуков в соответствии с орфоэпическими нормами.

Два щенка – щекой к щеке – щиплют щетку в уголке. Косой козел. Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла. Ты нас , мама, не ищи, ищем мы щавель на щи. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Дробью по перепелам, да по тетеревам. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпоковать, надо колокол переколоколовать, переколоколовать. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

37) Научитесь читать приведенные примеры в соответствии с логикой фраз, перспективой высказывания мыслей. Следите за интонацией, дикцией, паузами, произношением. Избегайте однообразия мелодического рисунка. Наметьте психологические паузы.

1. Чтоб собеседник нашу мысль постиг,

Нужней нам сердце, нежели язык.

Как сможешь в чем-то убедить другого,

Когда ты сам в свое не веришь слово?!

2. «Прокуроры знали силу Плевако. Старушка украла жестяной чайник стоимостью дешевле 50 копеек. Она была потомственная почетная гражданка и, как лицо привилегированного сословия, подлежала суду присяжных. По наряду ли, или просто по прихоти, защитником старушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна. Все наше гражданское благоустройство держится на собственности; если мы позволим людям потрясать ее, то страна погибнет.

Поднялся Плевако.

Много бед, много испытаний пришлось перенести России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печнеги терзали ее, половцы, татары и поляки. Двунадесять языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испфытаний. Но теперь, теперь … Старушка украла старый чайник, стоимостью в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно» [Кони А.Ф. Собрание сочинений. М., 1968, с. 175-176].