1. Вопрос об уникальных морфемах в современной лингвистике
Уникальные элементы в составе слова обычно определяются как встречающиеся лишь в одном слове: стекл-ярус, смород-ин-а и др. Но это не совсем точно, поскольку уникальные части могут повторяться и в производных словах: стеклярусный, смородиновый и т.д. Поэтому следует согласиться с теми исследователями, которые видят уникальность подобных частей не в том, что они встречаются только в одном слове, а в том, что они повторяются в сочетании только с одной и той же морфемой — корневой или аффиксальной.
По отношению к уникальным частям слова обычно используется термин «нерегулярные». Тем самым они противопоставляются регулярным морфемам, «которые постоянно воспроизводятся (употребляются) в составе членимых слов образуя сопоставительные морфематические ряды» [Яковлев 1990: 24].
К нерегулярным относят и такие морфемы, преимущественно служебные, которые встречаются в составе слов не только однократно, но и спорадически, от случая к случаю. Для дифференциации спорадически повторяющихся и единичных частей по отношению к последним целесообразно использовать термин «уникальные».
<…> Уникальные части появляются в словах различными путями.
В исконных словах уинкальные части восходят к неуникальным аффиксальным (выкрут-ас-ы, дуб-рав-a, свекр- овь) или корневым (колч-е-ногий, стекл-ярус, ши- ворот) морфемам; образуются в результате архаизации или опрощения слов с соответствующими регулярными морфемами, а также в результате исторических процессов переразложения н декорреляции, путем морфемизации части корня или незначимого звукового отрезка.
<…> Редкие морфемы в заимствованных словах представляют собой либо части основ дающего языка (план-шет, пали-сад), либо аффиксы языка-донора (мез-альянс, клей-стер).
Уникальные части, наличие которых в словах современного русского языка является бесспорным фактом, по-разному квалифицируются в современной науке с точки зрения их морфемного статуса. Вопрос об уникальных морфемах решается в лингвистике в зависимости от принципов выделения морфем и определения их существенных признаков.
<…> Сторонники сопоставительного подхода к выделению морфем по-разному решают вопрос о морфемном статусе остаточных частей слов. Одни ученые отрицают морфемный характер подобных частей, квазиморфем (унирадиксоидов и уннфиксов) из-за отсутствия у них признака повторяемости (М.В. Панов, М.Д. Степанова и др.). Другие признают либо единнчные аффиксы в силу отсутствия у единичных корней самостоятельного значения (И.Г. Милославскнй), либо единичные корни (обычно это свободные корни в мономорфемных словах типа авеню, боа, цеце, ведь, вдруг и под.), поскольку существенным признаком аффиксов считают обязательную повторяемость в аналогично построенных и обладающих общим элементом значения словах (Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова, А.Н. Тихонов). Исследователи, определяющие семантику морфем парадигматическим способом, основанном на отождествлении, делают вывод об отсутствии значения и соответственно морфемного статуса у единичных частей слова.
<…> Уникальным суффиксам всегда можно приписать какое-либо категориальное значение, выражаемое в языке суффиксально (ср. Стекл-ярус и ват- ник, мед-як). Значение уникальных суффиксов, как и семантика суффиксов регулярных, сводится к выражению отношения производного слова к его производящему (в стекл- ярус суффикс указывает на отношение к стеклу как к материалу); при этом на значение отношения может наслаиваться лексический (номинативный) компонент значения (стеклярус — 'украшение'). <…>
Уникальным префиксам в силу меньшей степени обобщенности их семантики и большей независимости от частеречной характеристики производного слова труднее приписать категориальное значение, префиксы более «лексичны» по своей семантике. Тем не менее в ряде случаев уникальным префиксальным частям можно найти семаантические аналоги среди неуникальных префиксов (ср.: ба- хвалиться и за-хвалить, пере-спеть), что свидетельствует в пользу морфемного, аффиксального статуса таких частей.
Связанный уникальный корень в составе непроизводного слова может выделяться только путем сопоставления этого слова и слов с тождественной аффиксальной частью (ср.: бужен- ин- а и баран-ин- а, кон- ин- а; смород- ин- а и рябин- а, кал- ин- а). Членимость слов со связанными уникальными корнями в непроизводных словах осознается в меньшей степени, чем членимость слов с уникальными аффиксами, так как выделение аффиксов в словах с остаточными корнями связано с известной долей субъективизма при определении аффиксальной семантики.
Если уникальный аффикс выделяется в результате установления соотношения производного слова, содержащего данный аффикс, с его производящим, а семантика уникального аффикса определяется с учетом его семантических аналогов среди неуникальных аффиксов, то связанный уникальный корень может быть выделен подобным образом только тогда, когда он находится в составе сложного слова (кур-нос-ый, колч –е- ног ий и др.). Значение подобных связанных уникальных корней, по-видимому, в ряде случаев также может устанавливаться с опорой на их семантические аналоги среди неуникальных корней.
2. Уникальные морфемы и принципы их выделения
2.1. Уникальные аффиксы и принципы выделения морфем. В научной практике достаточно обоснованным и широко признанным является такой подход к морфемному анализу, при котором выделение аффиксальных морфем в слове ставится в зависимость от установления словообразовательных отношений данного слова с другими словами: «Вопрос о том, есть ли в данном слове то отношение, которое характеризует производную основу в отличие от непроизводной и, следовательно, выделяются в этой основе какие-нибудь аффиксы или нет должен и может решаться исключительно установлением отношений между значениями слов в наличной языковой традиции...» [Винокур 1959: 423]. Для определения морфемной структуры слова при таком подходе к выделению аффиксов необходимо «установление семантико-словообразовательной соотносительности производной и производящей (или мотивированной и мотивирующей) основ» [Шанский 1993: 39], поскольку «никакой аффикс сам по себе не имеет значения в том смысле, в каком мы говорим о значении основ. Он обладает значением только в той мере, в какой он изменяет значение первичной основы в значение производной основы, вносит в значение первой ту или иную модификацию» [Винокур 1959: 421]. Данное положение важно как для определения производящего (мотивирующего) слова, так и для установления границы между производящей (мотивирующей) основой и образующим аффиксом. При этом «значение слова с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы» [Там же].
Таким образом, главным условием морфемной члени мости слова является его синхронная словообразовательная производность, словообразовательная мотивированность.
Под словообразовательной мотивированностью (мотивацией) обычно понимается формально-семантическая обусловленность одного слова другим <…>. Словообразовательная мотивация в отличие от мотивации лексической с индивидуальностью отношений между ее членами имеет типовой характер: отношения словообразовательной мотивации реализуются в ряде словообразовательных пар, характеризующихся общностью части речи мотивированных, мотивирующих, тождеством форманта и словообразовательного значения (ср. мечтать — мечтатель, писать — писатель, учить — учитель).
<…> Поскольку выделение уникальных аффиксов возможно только в мотивированных словах, то наличие в том или ином слове уникального аффикса зависит от того, признавать ли данное слово семантически мотивированным. При установлении отношений словообразовательной мотивации исследователи призывают опираться исключительно на живые семантические связи. Однако степень осознанности семантических связей тех или иных слов у разных исследователей оказывается различной.
<…> Так, в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова этимологически родственные слова дуб и дубрава семантически не связаны и являются вершинами разных словообразовательных гнезд. В настоящее время семантическая связь между этими словами действительно ослаблена, но вряд ли ее можно считать полностью утраченной; ср. значения слова дубрава в толковых словарях: 'лиственный лес, обычно с преобладанием дуба' // поэт. 'лес вообще' [Словарь русского языка. М., 1985-1988]. Если слово дубрава сохраняет синхронную словообразовательную мотивированность словом дуб, то в нем выделяется уникальный суффикс -рав(а).
Кроме слова дубрава указанным критериям отвечают также слова бахвалиться (ср. хвалиться), шиворот (ср. ворот), чумазый (ср. мазать), чистоган (ср. чистый) и некоторые другие непроизводные в словообразовательном словаре А.Н. Тихонова слова, в которых можно тем самым выделить уникальные аффиксальные части 6а- , чу-, ши- , -оган.
С другой стороны, имеющие формальное сходство существительные хвост и прохвост (разг. бран., 'негодяй, подлец') справедливо находятся в разных словообразовательных гнездах, поскольку они не только семантически не связаны в настоящее время, но и имеют различное происхождение: существительное прохвост считается переоформлением немецкого Profoss 'пристав, надзиратель за соблюдением устава на военном корабле'.
Установлению мотивационных связей у слов с уникальными частями может способствовать и критерий нерегулярности <…>.
Указанные критерии, учитывающие семантические связи слов в современном русском языке, важны при решении вопроса о выделении уникальных морфем в некоторых словах, которые в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова представлены как вершины соответствующих словообразовательных гнезд или как одиночные слова: бахвалиться (хвалиться), бедокурить (беда), дубрава (дуб), клавесин (клавиша), комбинезон (комбинировать), лампион (лампа), мезальянс (альянс), мусор (сор), низменный (низ), палисад (сад), пентюх (пень), радуга (дуга), рольганг (ролик), триада (три), рукопашный (рука), чистоган (чистый), финтифлюшка (финтить), чумазый (мазать), шиворот (ворот), эрцгерцог (герцог).
В зависимости от выбора мотивирующего слова меняются границы и статус вычленяемого аффиксального отрезка.
При выборе непосредственного мотивирующего слова необходимо учитывать такие факторы, как степень его формальной и (или) семантической сложности, близости мотивированному слову, синхронно-днахронную характеристику слова, принадлежность его к активному или пассивному словарному запасу, его частотность, сферу употребления, стилистическую окраску.
В зависимости от выбора мотивирующего слова меняется характер выделяемого аффиксального отрезка. При этом большое влияние на выбор мотивирующего может оказать словарная дефиниция мотивированного слова. Так, вопрос о наличии уникального суффикса в разговорном глаголе всклокочить решается в зависимости от того, каким словом мотивируется данным глагол. При мотивации формально более близким мотивированному существительным клочок, отраженной в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова, в глаголе отсутствует уникальный суффикс в составе форманта вс- ... -и(ть). При мотивации же существительным клок, отраженной в толковом словаре ('поднять клоками (волосы, шерсть и т.п.), взлохматить, взъерошить' [Словарь русского языка. М., 1985—1988]) в глаголе выделяется уникальный суффикс очи(ть) в составе форманта.
<…> В зависимости от того, какое слово признавать мотивирующим для прилагательного годовалый ('в возрасте одного года', 'пролежавший год') — исторически производящий, в настоящее время областной и просторечный глагол годовать ('проживать', 'проводить год где-л.') или существительное год, — в нем выделяется неуникальный суффикс -л(ый) или уникальный -овал(ый).
В существительном злыдень ('злой человек, зловредное существо') суффикс -ыдень можно признать уникальным, если не учитывать областное злыдни ('о злой, жестокой судьбе, участи, нужде, бедности', 'козни') ) с омонимичным суффиксом.
<…> Таким образом, вопрос о наличии в слове уникального аффикса решается прежде всего в зависимости от принципов выделения морфем в данном мотивированном слове и в соотносительных с ним словах. Если выделение морфем в слове ставить в зависимость от словообразовательных мотивационных отношений данного слова с другими словами, то границы аффикса должны определяться границами мотивирующей основы — основы мотивирующего слова. К числу факторов, влияющих на выбор мотивирующего слова, относятся такие, как степень его формальной и семантической близости мотивированному, принадлежность к активному или пассивному словарному составу языка, сфера употребления и стилистическая окраска. Квалификация выделяемого аффикса как уникального или неуникального зависит также от членимости соотносительных слов, где возможен аффикс, аналогичный данному и от их места в лексической системе языка. <…>
2.3. Уникальные корни и проблема их выделения. Вопрос об уникальных корнях в современном русском языке связан с проблемой выделения морфем в целом. Если вслед за Г.О. Винокуром, Н.М. Шанским и другими учеными выделение морфем в слове ставить в зависимость от словообразовательных связей данного слова с другими словами, в частности с его непосредственно производящим, мотивирующим, то уникальные корни в таком случае должны отсутствовать в составе простых производных слов и могут существовать в свободном виде в составе одиночных слов, не входящих в словообразовательные гнезда (авеню, боа, цеце вдруг), либо в связанном виде при наличии другого, неуникального корня в составе сложных слов.
Свободные уникальные корни могут выступать в составе мономорфемных однозначных слов, не входящих в словообразовательные гнезда (авеню, боа, цеце, ведь и др.). Список таких слов дан в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова. Однако существование мономорфемных слов, состоящих из одной корневой морфемы, не является в науке общепризнанным. Мономорфемные слова с возможными единичными корнями не считаются корневыми, поскольку не являются членами словообразовательных гнезд и не характеризуются соотносительностью с другими лексическими единицами русского языка; это единицы только словесного уровня, понятие корня для характеристики этого разряда лексики неприменимо.
Если уникальный аффикс выделяется в результате установления соотношения производного, мотивированного слова, содержащего данный аффикс, с его производящим, мотивирующим, связанный уникальный корень может быть выделен подобным образом тогда, когда он находится в составе сложною слова. Связанные уникальные корни обычно представлены в составе этимологически сложных слов: кур- нос- ый (ср. нос), колч- е-ног-ий (ср. нога) и др. <…>
Семантика единичных корней лишена конкретности, вещественности, обычно присущей свободным, повторяющимся корневым морфемам: «...смысловое содержание уникальных корней в силу их абсолютной связанности может быть определено со значительной долей приблизительности и обобщенности». Отсутствие у подобных единичных частей семантических аналогов среди аффиксов современного русского языка, а также возможное наличие синонимов среди неуникальных корневых морфем (ср., например, единичные и регулярные корни в словах курносый и коротконосый, колченогий и хромоногий) позволяет квалифицировать данные единичные части как уникальные корни. <…>
Литература
Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
Словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Русский язык, 1985 – 1988. Т. 1 – 4.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985 ; 2-е изд., стер. М., 1990.
Шанский Н.М. Эвристические задачи по морфемике и словообразованию // Русский язык в школе. 1993, №6.
Яковлев В.Н. Морфемика и словообразование современного русского языка. – Барнаул, 1990. С. 24
Печатается по: Рацибурская Л.В.
Словарь уникальных морфем
современного русского языка. — М.: Флинта: Наука, 2009.
В.В. Лопатин, И.С. Улуханов
- Предисловие
- Оглавление
- Раздел I. Морфемика и словообразование 16
- Раздел II. Морфология 59
- Рабочая программа дисциплины «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология»
- Цели освоения дисциплины
- Место курса в структуре ооп вуза
- Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
- Содержание дисциплины
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 1. Домашние задания (предполагаются по всем темам практических занятий):
- 2. Самостоятельные работы:
- 3. Контрольные работы и контрольные тесты:
- Учебно-методическое обеспечение Литература Основная
- Дополнительная
- Словари и справочники
- Методические рекомендации для преподавателя
- Боброва г.А. Морфемика: Задания для самостоятельной подготовки студентам 2 курса филологического факультета. Омск, 1989.
- Методические указания для студентов
- Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- Раздел I. Морфемика и словообразование
- Занятие 1. Введение в морфемику. Виды и статус морфем.
- Основа слова и словоформы
- Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Членимость и производность основ Литература Основная
- Дополнительная
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 1 Морфемный анализ слов
- Занятие 4. Способы словообразования в современном русском языке* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 2 Словообразовательный анализ слов
- Занятие 5. Единицы словообразовательной системы и структуры. Словообразовательный тип* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 6. Особенности современного словопроизводства. Неузуальное словообразование (потенциальные слова и окказионализмы)* Литература
- Теоретические сведения
- Причины появления неологизмов:
- Вопросы и темы для рефератов
- Задания
- Занятие 7. Морфонологические особенности словообразования* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Приложения к Разделу I «Морфемика и словообразование»
- План морфемного анализа слов
- План словообразовательного анализа слов
- Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфемике и словообразованию
- Избранные научные статьи по морфемике и словообразованию
- Заметки по русскому словообразованию
- Активные процессы современного словопроизводства
- Об основной единице словообразовательной системы языка
- Трудные случаи членения слов
- Словарь уникальных морфем современного русского языка
- 1. Вопрос об уникальных морфемах в современной лингвистике
- Словообразование. Основные понятия
- Метафорическая мотивация в русском словообразовании
- Введение в морфологию Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Система частей речи в русском языке Вопросы
- Занятие 2. Имя существительное: общая характеристика. Лексико-грамматические разряды имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Лексико-грамматические разряды имён существительных (лгр).
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Категория рода имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест № 1 Род имен существительных (возможен 1,2 и более правильных ответов)
- Занятие 4. Категория падежа имен существительных. Морфологический анализ имен существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопрос о количестве падежей.
- Вопросы
- Задания
- Контрольная работа по теме «Имя существительное»
- Варианты контрольных заданий
- Занятие 5-6 Имя прилагательное* Литература
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест «Имя прилагательное»
- 8. Найдите прилагательные, которые образуют сравнительную степень.
- 9.Найдите прилагательные, от которых можно образовать простую превосходную степень.
- 10. Найдите правильный вариант образования относительного прилагательного.
- Занятие 7-8 Местоимение как часть речи* Литература
- Вопросы
- Задания
- Занятие 9 Категория состояния как часть речи Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Категория вида.
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Задания
- Образец морфологического разбора
- II. Имя прилагательное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- III. Имя числительное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- IV. Местоимение План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- V. Категория состояния План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VI. Глагол План морфологического разбора инфинитива
- Образец морфологического разбора инфинитива
- План морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- Образец морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- План морфологического разбора причастия
- Образец морфологического разбора причастия
- План морфологического разбора деепричастия
- Образец морфологического разбора деепричастия
- VII. Наречие План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VIII. Служебные части речи Предлог План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Союз План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Частица План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Приложение 2 Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфологии
- Избранные научные статьи по морфологии
- Введение в грамматическое учение о слове
- § 5. Основные структурно-семантические типы слов
- § 7. Система частей речи и частиц речи в русском языке
- Рост аналитизма в морфологии
- Русский язык в зеркале языковой игры. Морфология Вводные замечания
- Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении.
- Глава III. Грамматическое оформление.
- О частях речи в русском языке