logo search
Малышева, Рогалева_УМКД_СО и морфология 2012

Задания

Упражнение 1. Выделите в тексте местоимения, укажите начальную форму каждого из них, определите разряд по значению и синтаксическую функцию.

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий…

В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми… А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна таких образов. Какие же это слова?

Это слово (заря), никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода. В заре, в рассвете, есть что-то девичье, целомудренное.

Упражнение 2. Из Упражнения 1 выпишите каждое местоимение-прилагательное вместе с тем словом, от которого оно зависит; определите, в каких категориях уподобляется местоимение главному слову (в числе, роде и падеже; в числе и падеже; в числе); выделите флексии местоимений.

Упражнение 3. Определите разряд и значение местоимений (личное, личное с указательным значением, личное с притяжательным значением).

Заботиться о нем. Говорить с тобой. Ее лукавый взгляд. Встретить ее. Любить Вас. Беседовать со мной. Помогать Вам. Уважать их мнение. Дружить с нами. Отвечать за них. Читать его стихи. Слушать его. Укрыться под его листвой. Ожидать Вас. Играть с нами. Мирить их. Расстраивать их планы. Бывать у меня. Петь с нами.

Упражнение 4. Укажите, с каким местоимением (их или них) сочетаются следующие предлоги:

Внутри, для, от, о, мимо, сзади, выше, около, посреди, вне, по поводу, за исключением, лучше.

Упражнение 5. Выберите правильный вариант сочетания предлога с местоимением.

Вопреки (ему, нему), в противовес (ему, нему), благодаря (ему, нему), вслед (ему, нему), над (им, ним), наперекор (ему, нему).

Упражнение 6. Выберите правильный вариант.

1. а) по нам, б) по нас – открыли огонь по _____.

2. а) по вам, б) по вас – я соскучилась по _____.

3. а) ихний, б) их - _____ дело считается главным.

4. а) у нее, б) у ней – и глаза у____ в цвет липового меды.

5. а) от нее, б) от ней – от ____ все можно ожидать.

6. а) внутри их, б) внутри них – внутри ___, в комнатах, стояли стулья и кресла.

Упражнение 7. Вставьте подходящие по смыслу местоимения (всякий, каждый, иной, другой, любой).

1.______хочется иметь свою особую комнату для себя одного.

2. В ком сердце так сотворено, что дружбы и любви не чувствует оно и ненависть дну ко всем питает, - тот ________ своим злодеем почитает.

3. В ________ пня и десять лет не вдолбишь того, что _______ ловит на полете.

4. ______ рода возможности открываются и тем, кто откроет для себя профессию ландшафтного дизайнера.

5. ________ далеко,_______ уж в мире нет, со мной одни воспоминанья.

6. Нередко мы того не примечаем, себя в ______ охотно величаем.

7. Я не знаю _______ признаков превосходства, кроме доброты.

8. Благо – не ________ жизнь, а жизнь хорошая.

9. Не опыт ______ мне в жизни явил: надежда – лукавый предатель.

10. Учитесь властвовать собой; не ______ вас, как я¸ поймет, к беде неопытность ведет.

Упражнение 8. Определите, правильно или неправильно построены предложения. Если необходимо, дайте правильный вариант.

1. Отец испек пирог. Сегодня он выглядел прекрасно.

2. Полиция не смогла напасть на след преступника. Они все больше и больше сбивались на ложный путь.

3. Гринев подошел к Швабрину, и Пугачев увидел, что он побледнел.

4. Дубровский собрал себе верных людей и стал главарем разбойничьего отряда.

5. Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой.

6. После всех этих событий Герасим надел на себя нарядный кафтан и вышел из каморки.

7. Целый день и почти целый вечер мы набирали текст на компьютере.

8. Мы молодой весны гонца, она нас выслала вперед.

9. Некоторые взяли с собой удочки, а некоторые даже захватили котелки.

10. Чичикову не без труда пришлось убедить Манилова, что ему это выгодно.

Упражнение 9. Сделайте и сдайте на проверку морфологический разбор выделенных местоимений в следующих предложениях. План и образец разбора местоимений см. в Приложении 1.

Я хочу вернуться к тому туманному и удивительному дню, который не могу забыть и сейчас. Это было время, когда все чувствовали себя счастливыми и не думали ни о чем мрачном.