logo search
занятие 9-10 / Антипов_Русский язык и культура речи

13. Культура дискутивно-полемической речи

93) Составьте небольшое убеждающее выступление, продумайте систему аргументов. Возможные темы: «В нашем университете нужна (не нужна) служба охраны»; «Наркоманов надо (не надо) судить (жалеть)»; «Умный человек не станет преступником» и т.п.

94) Прочитайте рассказ В.М. Шукшина «Срезал» и проанализируйте описанный там спор. Какие аргументы приводят спорящие, какие приемы и уловки используют? Сделайте вывод о том, к какому виду относится данный спор. Что можно сказать о культуре поведения «полемистов»?

95) Использование каких риторических приемов способствует проявлению агрессии? С какой целью политики и журналисты в идеологизированных, полемических текстах используют жаргоны, просторечные слова?

Для Путина чеченская пауза как минимум будет означать дискредитацию его политического образа. Есть что терять – в случае успешной кампании в Чечне или выполнения своего обещания «замочить» Басаева или Хаттаба он непременно станет суперфигурой [АиФ, 1999, № 45]; Эх, Сашек, на морду посмотри на свою в зеркало. Ты же выше начальника тюрьмы не тянешь. Ну куда ты прешь в Президенты (В. Жириновский).

14. Этикет делового общения

96) Как вы понимаете слова Вольтера: «Этикет — это разум для тех, кто его не имеет»?

97) Напишите три первые и три последние строчки официального и личного письма.

98) Прочитайте текст телефонного диалога.

- Алло! Будьте любезны, пригласите Наташу.

- Которую? У нас две Наташи работают.

- Мне Голубкина нужна.

- Зачем? Вы, наверное, из планового отдела?

- Да нет.

- Голубкиной сейчас нет. Ее зачем-то замдиректора вызвал.

- А когда будет?

- Не знаю. Может, через полчаса, а может — раньше. Если не она виновата.

- А вы кто будете?

- А что?

- Да нет, ничего, просто я подумал, сможете ли вы ей передать…

- Конечно. Я же здесь работаю. Что передать?

- Передайте, что звонил ее знакомый из техникума. Леша. Она меня знает. Передайте, что занятия завтра со второй пары переносятся.

- Ладно.

- Спасибо, извините.

- Ничего. Передам.

- Ну все тогда. Пусть только не забудет.

99) Определите, стремятся ли собеседники быть вежливыми. Какие этикетные ошибки совершает юноша? Какие правила разговора по телефону нарушает собеседница? В этом диалоге семнадцать реплик, что помогло бы разговор сделать значительно короче и при этом передать всю нужную информацию? Выделите в диалоге лишние фразы и мотивируйте свою точку зрения.