logo search
Малышева, Рогалева_УМКД_СО и морфология 2012

Задания

Упражнение 1. Определите лексико-грамматический разряд выделенных прилагательных, найдите случаи перехода относительных прилагательных в качественные; притяжательных - в относительные или качественные.

Было золотое, но холодное, настоящее весеннее утро. На золотом поясе висели золотые часики. Каштанка подняла вверх свою лисью морду. Глаз у меня кошачий: тебя вижу ночью, как днем, а то и лучше. Нашью себе разных обнов, башмаков, салоп на лисьем меху. Едва войдя в лес, мы тотчас напали на заячий след. Принесу я много разных чудесных трав: кукушкины слезы, петров крест, заячья капуста. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям и героическим поступкам. Только не смейте делать на меня бараньих глаз. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок. Столяр взял под мышку какую-то деревянную штуку. – Виноват, господин капитан, - деревянным голосом ответил Ромашов. Слышен собачий визг. Отвечал Помялов, усмехаясь коротенькой, собачьей улыбкой. Мы шли вниз, к пруду, по широкой береговой аллее. Пучеглазая, с ястребиным носом, с круглым желтым лицом, цыганка родом, вспыльчивая и мстительная, она ни в чем не уступала мужу. Марсианин приблизился к людям, поднял маленькую руку в широком рукаве и сказал тонким, стеклянным, медленным голосом птичье слово. Раскрылась непомерная перспектива сводчатых стеклянных крыш. Раз я был на птичьем базаре. Она пропела что-то птичьим голоском. Возле него стояла высокая, тонкая англичанка с выпуклыми рачьими глазами и большим птичьим носом. Живем в домах каменных. Ну, уж я не знаю! Ты каменная какая-то!

Упражнение 2. Образуйте краткие формы единственного числа (женского и среднего рода) и множественного числа и определите место ударения (ударение всегда на основе, ударение всегда на окончании, ударение подвижно).

Белый, круглый, тяжелый, гордый, уместный, дорогой, седой, тощий, приятный, радостный, легкий, гибкий, меткий, удобный, прямой, черный, темный, смешной, скупой, громкий, теплый, славный, чудесный, смирный.

Упражнение 3. Образуйте (если это возможно) формы сравнительной степени прилагательного. Выделите прилагательные, которые не имеют форм сравнительной степени или образуют только аналитическую форму, объясните причину этой неполноценности.

Белый, близкий, богатый, бойкий, больной, большой, босой, гнилой, голубой, голый, деловой, детский, дорогой, жёлтый, злой, золотой, косой, красивый, ловкий, мелкий, молодой, низкий, плохой, поздний, стальной, старый, тонкий, тугой, умный, упрямый, хлёсткий, хороший, янтарный.

Упражнение 4. Образуйте (если это возможно) формы превосходной степени прилагательного. Выделите прилагательные, которые не имеют форм превосходной степени или образуют только аналитическую форму, объясните причину этой неполноценности.

Глубокий, глухой, грозный, грубый, далёкий, двойной, добрый, дорогой, дружеский, исхудалый, каменный, красноватый, ломкий, научный, нежный, ранний, сладкий, старый, тонкий, трагический, хромой, худющий.

Упражнение 5. Какое значение: элятива или суперлятива – могут иметь прилагательные в приведённых ниже словосочетаниях? Составьте предложения с этими словосочетаниями.

Глупейшее положение, глупейший анекдот, глупейший студент, чудеснейшая погода, древнейшая профессия, полнейшая ерунда, ленивейший, студент, крупнейший московский еженедельник, богатейший опыт, высочайшая вершина, высочайший интеллект, высочайшее самомнение.

Упражнение 6. Образуйте краткие формы от приведённых ниже прилагательных. Выделите те прилагательные, которые не имеют кратких форм, и объясните, почему эти формы не образуются.

Абсурдный, амбициозный, блестящий (ум), бойкий, впалый, выдающийся (артист), давний, деловой (человек), дружеский, дурацкий, исхудалый, ключевой (о проблеме), коммуникабельный, комфортабельный, лукавый, миролюбивый, новый, озорной, опустившийся (о человеке), отсталый, плоский, поздний, предобрый, страдальческий, тихий, умный, худющий, шикарный, широченный, элегантный.

Упражнение 7. Проанализируйте недавно появившиеся в медиатекстах словосочетания с прилагательными. Установите значение и разряд прилагательных в этих словосочетаниях. Ответьте на вопрос: какие из этих словосочетаний вошли в русский язык, а какие оказались словосочетаниями-«однодневками». В каких случаях, по-вашему, изменение значения прилагательного является неудачным, приводит к «десемантизации» речи.

Новые русские, шведский стол, добарбиевские времена, виски-трюфельная начинка, средний класс, фисташки культурные (реклама), яркий новый вкус (этикетка на бутылке с газированной водой), душевное пиво (реклама), народная марка кофе (реклама «Nescafe»), народное радио, народные новости, народная музыка, народный пейджер, народная пробка (реклама).

Упражнение 8. Просклоняйте в мужском и женском роде прилагательные зеленый, олений, сестрин. Выделите флексии. Определите типы склонения.

Упражнение 9. Сделайте и сдайте на проверку полный морфологический разбор выделенных прилагательных. План и образец разбора имён прилагательных см. в Приложении 1.

Она проявила поистине ослиное упрямство. Ее волосы были нежнее шелка. Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять… Наиболее сложным вопросом для меня оказался десятый вопрос.

Упражнение 9. Выполните контрольный тест по теме «Имя прилагательное» и сдайте его на проверку преподавателю.