logo search
УМК ФАТ ИвшинаТ

Занятия 5-6 Художественное время и пространство

Вопросы и задания

1. Прочитайте раздел в учебном пособии Н.А. Николиной «Филологический анализ текста раздел «Художественной время», сделайте краткий конспект. Подготовьте ответы на вопросы:

- время физическое и художественное;

- особенности категории художественного времени.

2. Прочитайте в пособии Б.О. Кормана раздел «Временная точка зрения».

3. Прочитайте рассказ А. Аверченко «Бал у графини Х…». Выполните упр. 374 из «Практикума» Н.А. Купиной и Н.А. Николиной.

4. Охарактеризуйте время и пространство в стихотворениях молодого глазовского поэта Р. Ефремова из альбома «Европейский дневник» [http://lito.ru/sbornik/6138] (можно выбрать любое стиъотворение)

Копенгаген

Сырость в воздухе, сырость…

Спрятав тучу в карман,

Море в гости просилось

К разноцветным домам.

А дома отвечали:

«Мы и сами – вода,

Ведь на этом причале

Мы стояли всегда,

И когда-нибудь время

Нам укажет на дверь –

Будем вместе со всеми

Там, где туча теперь».

____

Сырость в воздухе, сырость…

Этот город для нас

Как рубашка на вырост,

Как далёкий Парнас.

Не для русского глаза

Этот красочный мир –

Послесловие сказок,

Позабытых людьми.

В убегающей в море

Новой гавани мы

Как разносчики хвори,

Как посланцы зимы.

____

Серебристые крыши,

Паруса, фонари –

Лишь проекция высшей

Красоты изнутри,

Лишь развитие чувства,

Перекинутый к нам

Через пропасть кощунства

Шаткий мост колдуна,

По которому чудо

Переходит туда,

Где мечтают, оттуда,

Где сияет звезда.

____

Чайки в воздухе, чайки

Призывают: «Живи!»

Белокурой датчанке,

У которой в крови

Эти сказки и эта

Сырость, вовсе не жаль

Кандидата в поэты,

Мирового бомжа.

Словно солнце, усталый,

Грустный, словно луна,

Смотрит Андерсен старый

На неё из окна…

____

Сырость в воздухе, сырость…

Капли яда парят.

Мне сегодня приснилось,

Что я старый пират,

Что закончу бесславно

Свои годы в одном

Из трактиров Нюхавна

В глупой битве с вином.

И вольётся украдкой

В горло серого дня

Пустота, без остатка

Растворяя меня.

Охарактеризуйте время лирического героя (ситуация, в которой оказывается лирический герой), чем оно наполнено, за счет каких средств художественное время расширяется, укажте, если возможно, границы расширения. Сравните с другими стихотворениями из этого цикла.

5.. Выполните (устно) упр. 372, 375 из «Практикума» Н.А. Купиной и Н.А. Николиной