logo search
занятие 9-10 / Антипов_Русский язык и культура речи

(Реализация оппозиции общение / сообщение)

Информативный и фатический типы общения выделяются, в первую очередь, исходя из целей участников общения: цель информативного общения — передать или получить информацию, а потому речь в данном случае выступает как средство этой передачи. Эта целевая установка обусловливает и основные требования к подобному типу речи: организация текста подчинена требованиям максимально адекватной передачи сообщения, осуществления диктуемой цели говорящего; наличие избыточных высказываний здесь скорее нарушение нормы, а в фатическом типе общения — норма (в фатическом диалоге действует обратная тенденция — запрет на информативную избыточность); информативная речь развивается линейно, в большей степени монотематически, так подчинена общей цели говорящего (фатическая речь чаще всего построена по ассоциативному принципу, происходят довольно частые тематические переходы) и т.п.

Цель фатического типа общения — установление и поддержание контакта между коммуникантами (говорящим и слушающим, адресантом и адресатом). Поэтому: «а) частные цели в фатическом речевом поведении всегда подчинены начальному контактному импульсу; б) информативная задача высказывания, следовательно, с точки зрения участников общения, вторична» [Русский язык в его функционировании… 1993: 6]. Ценность в фатическом диалоге имеет сама речь (то есть речь выступает уже не как средство, а как цель). Фатическая речь, таким образом, включает: «а) конативную функцию элементарного содержания (вступление в контакт, его поддержка и проверка); б) область речевого этикета в целом; в) бытовые диалоги и бытовое повествование…» [там же: 8]. Фатическое взаимодействие, «светскую болтовню» можно квалифицировать как своего рода искусство, искусство беседы, фатическая речь «выражает человека как языковую личность» [там же: 11], ее цель — «говорить, чтобы высказаться и встретить понимание» [там же: 12], она является «символом социального общежития людей» [там же: 15]. Роль фатического общения в создании «комфортности» социального – психологического существования личности трудно переоценить. В целом, «фатическое речевое поведение объединяет такие разнородные вещи, как болтовню, сопровождающую какое-либо другое действие, речевой этикет и духовное общение» [там же: 28].

Факторы, влияющие на отбор языковых средств для каждого типа общения, также своеобразны: «…в информативном диалоге они определяются характером информации и коммуникативными интересами собеседников, а в фатическом — социальной и лингвокультурной нормой, присущей данному обществу» [Речевое общение… 1999: 18]. Кроме того, любой вид общения независимо от целевой установки заключен в этикетно-фатическую рамку, так как при общении всегда возникает необходимость правильно вступить в контакт и выйти из него. Поэтому выбор адекватного способа обращения, приветствия, прощания — насущная задача любого коммуниканта, от правильности решения которой во многом зависит исход диалога. Способы вступления в контакт и его поддержания относятся к области речевого этикета и закреплены, кодифицированы на уровне этикетных формул.