logo search
УМК ФАТ ИвшинаТ

Занятие 3 (из часов кср). Проверочная работа. Связность и цельность художественного текста

Есть литературные произведения, идейно-художественное содержание которых достаточно прозрачно - читатель легко делает вывод об авторском намерении, однако не всегда просто установить, как в произведении рождается смысл. Для этого требуется «препарировать» текст, как заметил Н.М. Шанский, «под лингвистическим микроскопом», «извлекая» из него нужные фрагменты / единицы, чтобы в дальнейшем собрать разрозненные частные лингвистические наблюдения в соответствии с цельностью текста. Если исследователь сталкивается при этом с противоречиями, нестыковками, следовательно, гипотеза его в отношении цельности текста (смысла) неверна.

Вопросы и задания

1. Прочитайте рассказ М. Веллера «Паук»

Беззаботность.

Он был обречен: мальчик заметил его.

С перил веранды он пошуршал через расчерченный солнцем стол. Крупный: серая шершавая вишня на членистых ножках.

Мальчик взял спички.

Он всходил на стенку: сверху напали! Он сжался и упал: умер.

Удар мощного жала – он вскочил и понесся.

Мальчик чиркнул еще спичку, отрезая бегство.

Он метался, спасаясь.

Мальчик не выпускал его из угла перил и стены. Брезгливо поджимался.

Противный.

Враг убивал отовсюду. Иногда кидались двое, он еле ускользал.

Не успел увернуться. Тело слушалось плохо. Оно было уже не все.

Яркий шар вздулся и прыгнул снова.

Ухода нет.

В угрожающей позе он изготовился драться.

Мальчик увидел: две передние ножки сложились пополам, открыв из суставов когти поменьше воробьиных.

И когда враг надвинулся вновь, он прянул вперед и ударил.

Враг исчез.

Мальчик отдернул руку. Спичка погасла.

Ты смотри…

Он бросался еще, и враг не мог приблизиться.

Два сразу: один спереди пятился от ударов – второй сверху целил в голову. Он забил когтями, завертелся. Им было не справиться с ним.

Коробок пустел.

Жало жгло. Била белая боль. Коготь исчез.

Он выставил уцелевший коготь к бою.

Стена огня.

Мир горел и сжимался.

Жало врезалось в мозг и выжгло его. Жизнь кончалась. Обугленные шпеньки лап еще двигались: он дрался. …Холодная струна вибрировала в позвоночнике мальчика. Рот в кислой слюне. Двумя щепочками он взял пепельный катышек и выбросил на клумбу.

Пространство там прониклось его значением, словно серовато-прозрачная сфера. Долго не сводил глаз с незаметного шарика между травинок, взрослея.

Его трясло.

Он чувствовал себя ничтожеством.

2. При анализе рассказа используйте вопросы и задания.

  1. Выделите композиционные части рассказа.

  2. Проанализируйте содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную информацию текста. Имеется ли в нем подтекст?

  3. Рассмотрите время и пространство автора и читателя, совпадает ли оно?

  4. Сравните номинации персонажей, в том числе и вторичные, в чем их своеобразие в рассказе и какова их роль для определения авторского отношения?

  5. Какие средства для характеристики персонажей использует автор?

  6. Проанализируйте взаимодействие в рассказе разных типов авторской речи (повествование, описание, рассуждение). Есть ли внутренняя речь персонажей?

  7. Выделите синтаксические и графические особенности рассказа, их роль для раскрытия авторского намерения.

  8. Сделайте филологический вывод относительно цельности произведения.

Примечание

Работа по рассказу, выполненная дома письменно, сдается преподавателю на проверку. Анализ рассказа должен представлять собой связный текст, а не ответы на вопросы, предложенные планом занятия.