logo search
Малышева, Рогалева_УМКД_СО и морфология 2012

Задания

Упражнение 1. Приведите примеры использования неологизмов (5-10) в современных СМИ. По каким словообразовательным моделям они образованы?

Упражнение 2. Определите тип авторских образований В. Маяковского (примеры 1-6) и В. Токаревой (пример 7): потенциальные слова / окказионализмы; если окказионализм, то установите его вид.

  1. По морям, играя, носится

С миноносцем миноносица.

Льнет, как будто к меду осочка,

К миноносцу миноносочка.

  1. Я и не заметил в бешеном скаче:

У меня из-под пиджака

Развеерился хвостище…

  1. А сам, по жабьи присев на вал,

Вымаргивается, как из мортир.

  1. Дай в последнем крике выреветь

Горечь обиженных жалоб.

  1. Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.

Два аршина безлицого розоватого теста:

Хоть бы метка была в уголочке вышита.

  1. Жестоким

Солдатским богом божились

Роты,

бились об пол головой многолобой.

7. Все девчонки из нашего ателье делятся на «душистов» и «хорошистов». Родоначальник этой классификации – знаменитый физик Ландау. Мы подхватили это движение, обогатили его терминологией, «хорошистов» назвали «мордоманами». «Мордоманы» – это те, для которых главное в человеке внешность. Его внешнее выражение. А «душисты» предпочитают в человеке глубокую душу. Я – ни то, ни другое. Мне нравятся те, кому нравлюсь я. Если я когда-нибудь кому-нибудь понравлюсь, то такой человек покажется мне и умным, и красивым. Помимо «душистов» и «мордоманов» мы делимся на «софистов» и «игоревистов». Основоположник «игоревизма» – Игорь Корнеев. «Игоревизм» – это внешнее упрощенчество за счет внутреннего раскрепощения. Вариант хиппи. «Софизм» берет начало от Софки Медведевой…

Упражнение 3. Определите словообразовательное значение окказионализмов в стихах Б. Ахмадуллиной, опишите словообразовательные типы, по которым они созданы. Какие «нарушения» словообразовательных норм обнаруживаются при создании авторских инноваций (нарушения семантических норм, связанных с выбором производящей основы; норм семантической и/или формальной сочетаемости морфем; грамматических норм, обусловливающих выбор производящих определенной частеречной принадлежности; варьирование значения словообразовательного форманта)? Отдельно выделите слова, созданные без нарушения норм существующих словообразовательных типов:

  1. глушь наших мест и странствий кругосветность

  2. усмешливый и едкий был мужчина…

  3. всеопытный народ…

  4. и жаворонки всплакивали вдруг…

  5. все сущее, свой вид и род возмножив, с утра в трудах, как дружная артель…

  6. и Сириус быстрозакатный не может никуда свернуть…

  7. Вот самозванца наглость: моим надбровным взгорбьем излучен…

  8. В лик непорочный многознанья тень привнесена.