Задания
Упражнение 1. Приведите примеры использования неологизмов (5-10) в современных СМИ. По каким словообразовательным моделям они образованы?
Упражнение 2. Определите тип авторских образований В. Маяковского (примеры 1-6) и В. Токаревой (пример 7): потенциальные слова / окказионализмы; если окказионализм, то установите его вид.
По морям, играя, носится
С миноносцем миноносица.
Льнет, как будто к меду осочка,
К миноносцу миноносочка.
Я и не заметил в бешеном скаче:
У меня из-под пиджака
Развеерился хвостище…
А сам, по жабьи присев на вал,
Вымаргивается, как из мортир.
Дай в последнем крике выреветь
Горечь обиженных жалоб.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
Два аршина безлицого розоватого теста:
Хоть бы метка была в уголочке вышита.
Жестоким
Солдатским богом божились
Роты,
бились об пол головой многолобой.
7. Все девчонки из нашего ателье делятся на «душистов» и «хорошистов». Родоначальник этой классификации – знаменитый физик Ландау. Мы подхватили это движение, обогатили его терминологией, «хорошистов» назвали «мордоманами». «Мордоманы» – это те, для которых главное в человеке внешность. Его внешнее выражение. А «душисты» предпочитают в человеке глубокую душу. Я – ни то, ни другое. Мне нравятся те, кому нравлюсь я. Если я когда-нибудь кому-нибудь понравлюсь, то такой человек покажется мне и умным, и красивым. Помимо «душистов» и «мордоманов» мы делимся на «софистов» и «игоревистов». Основоположник «игоревизма» – Игорь Корнеев. «Игоревизм» – это внешнее упрощенчество за счет внутреннего раскрепощения. Вариант хиппи. «Софизм» берет начало от Софки Медведевой…
Упражнение 3. Определите словообразовательное значение окказионализмов в стихах Б. Ахмадуллиной, опишите словообразовательные типы, по которым они созданы. Какие «нарушения» словообразовательных норм обнаруживаются при создании авторских инноваций (нарушения семантических норм, связанных с выбором производящей основы; норм семантической и/или формальной сочетаемости морфем; грамматических норм, обусловливающих выбор производящих определенной частеречной принадлежности; варьирование значения словообразовательного форманта)? Отдельно выделите слова, созданные без нарушения норм существующих словообразовательных типов:
глушь наших мест и странствий кругосветность…
…усмешливый и едкий был мужчина…
…всеопытный народ…
…и жаворонки всплакивали вдруг…
…все сущее, свой вид и род возмножив, с утра в трудах, как дружная артель…
…и Сириус быстрозакатный не может никуда свернуть…
…Вот самозванца наглость: моим надбровным взгорбьем излучен…
…В лик непорочный многознанья тень привнесена.
- Предисловие
- Оглавление
- Раздел I. Морфемика и словообразование 16
- Раздел II. Морфология 59
- Рабочая программа дисциплины «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология»
- Цели освоения дисциплины
- Место курса в структуре ооп вуза
- Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
- Содержание дисциплины
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 1. Домашние задания (предполагаются по всем темам практических занятий):
- 2. Самостоятельные работы:
- 3. Контрольные работы и контрольные тесты:
- Учебно-методическое обеспечение Литература Основная
- Дополнительная
- Словари и справочники
- Методические рекомендации для преподавателя
- Боброва г.А. Морфемика: Задания для самостоятельной подготовки студентам 2 курса филологического факультета. Омск, 1989.
- Методические указания для студентов
- Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- Раздел I. Морфемика и словообразование
- Занятие 1. Введение в морфемику. Виды и статус морфем.
- Основа слова и словоформы
- Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Членимость и производность основ Литература Основная
- Дополнительная
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 1 Морфемный анализ слов
- Занятие 4. Способы словообразования в современном русском языке* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Самостоятельная работа № 2 Словообразовательный анализ слов
- Занятие 5. Единицы словообразовательной системы и структуры. Словообразовательный тип* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Занятие 6. Особенности современного словопроизводства. Неузуальное словообразование (потенциальные слова и окказионализмы)* Литература
- Теоретические сведения
- Причины появления неологизмов:
- Вопросы и темы для рефератов
- Задания
- Занятие 7. Морфонологические особенности словообразования* Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Приложения к Разделу I «Морфемика и словообразование»
- План морфемного анализа слов
- План словообразовательного анализа слов
- Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфемике и словообразованию
- Избранные научные статьи по морфемике и словообразованию
- Заметки по русскому словообразованию
- Активные процессы современного словопроизводства
- Об основной единице словообразовательной системы языка
- Трудные случаи членения слов
- Словарь уникальных морфем современного русского языка
- 1. Вопрос об уникальных морфемах в современной лингвистике
- Словообразование. Основные понятия
- Метафорическая мотивация в русском словообразовании
- Введение в морфологию Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Система частей речи в русском языке Вопросы
- Занятие 2. Имя существительное: общая характеристика. Лексико-грамматические разряды имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Лексико-грамматические разряды имён существительных (лгр).
- Вопросы
- Задания
- Занятие 3. Категория рода имён существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест № 1 Род имен существительных (возможен 1,2 и более правильных ответов)
- Занятие 4. Категория падежа имен существительных. Морфологический анализ имен существительных Литература
- Теоретические сведения
- Вопрос о количестве падежей.
- Вопросы
- Задания
- Контрольная работа по теме «Имя существительное»
- Варианты контрольных заданий
- Занятие 5-6 Имя прилагательное* Литература
- Вопросы
- Задания
- Контрольный тест «Имя прилагательное»
- 8. Найдите прилагательные, которые образуют сравнительную степень.
- 9.Найдите прилагательные, от которых можно образовать простую превосходную степень.
- 10. Найдите правильный вариант образования относительного прилагательного.
- Занятие 7-8 Местоимение как часть речи* Литература
- Вопросы
- Задания
- Занятие 9 Категория состояния как часть речи Литература
- Теоретические сведения
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Категория вида.
- Вопросы
- Задания
- Теоретические сведения
- Задания
- Образец морфологического разбора
- II. Имя прилагательное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- III. Имя числительное План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- IV. Местоимение План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- V. Категория состояния План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VI. Глагол План морфологического разбора инфинитива
- Образец морфологического разбора инфинитива
- План морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- Образец морфологического разбора спрягаемых форм глагола
- План морфологического разбора причастия
- Образец морфологического разбора причастия
- План морфологического разбора деепричастия
- Образец морфологического разбора деепричастия
- VII. Наречие План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- VIII. Служебные части речи Предлог План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Союз План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Частица План морфологического разбора
- Образец морфологического разбора
- Приложение 2 Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфологии
- Избранные научные статьи по морфологии
- Введение в грамматическое учение о слове
- § 5. Основные структурно-семантические типы слов
- § 7. Система частей речи и частиц речи в русском языке
- Рост аналитизма в морфологии
- Русский язык в зеркале языковой игры. Морфология Вводные замечания
- Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении.
- Глава III. Грамматическое оформление.
- О частях речи в русском языке