logo search
занятие 9-10 / Антипов_Русский язык и культура речи

§ 6. Типология невербальных компонентов коммуникации

Изучение многочисленных и многообразных выразительных движений, применяемых в человеческом общении, невозможно без их систематизации. В настоящее время единой типологии невербальных компонентов нет. Рассмотрим некоторые классификации жестов, построенные по различным основаниям.

Первые описания русских жестов были сделаны японскими учеными совместно с русскими преподавателями (Кано, А.А. Акишина).

Н.И. Смирнова [1977] описала коммуникативные жесты, которые она определила как «выразительные движения, замещающие в речи элементы языка», а внутри них выделила жесты приветствия и прощания, жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, запрещающие, утвердительные, вопросительные и другие; представила группу эмоциональных жестов, выражающих различные чувства и состояния, модальных жестов (жесты, выражающие отношение говорящего к различным предметам, явлениям и процессам и их оценку), занимающих промежуточное положение между коммуникативными и эмоциональными жестами. Исследователь отметила и группу жестов, сопровождающих конкретные речевые высказывания.

Классификация Т.М. Николаевой [1969: 51-69], как и классификация Н.И. Смирновой, построена по типу значения и по функциональному признаку, но в ней более четко разграничены типы жестов и их функции.

По функциональному признаку (по отношению к вербальной речи) выделяются: 1) кинесические средства общения, сопровождающие естественную речь; 2) кинесические средства, замещающие речевое высказывание, сохраняя его структуру или передавая речевую структуру в измененном виде; 3) кинесические средства, сочетающиеся с вербальными и создающие одно смешанное (так называемое «креализованное») высказывание.

По типу значения Т.М. Николаева выделяет 1) жесты символические, кодифицированные; 2) жесты иконические, изображающие; 3) жесты-указатели, дейктические, в основном, выполняющие функции актуализаторов, а также элементов, проверяющих действенность канала коммуникации. Однако Т.М. Николаева, рассматривая функционирование жестов в речи ораторов, выделяет лишь некоторые наиболее значимые для лекторов типы жестов, указывая, что в речи ораторов, в отличие от бытовой речи, используется меньший репертуар некоторых групп невербальных компонентов.

С точки зрения использования кинесических знаков с целью усиления воздействия как на сознательный, так и на подсознательный уровень реципиента, воспринимающего устное высказывание, специалист в области риторики Поль Сопер [1992] создал свою типологию жестов. Он предлагает применять выразительные жесты для сопровождения самых сильных, кульминационных мест речи, описательными жестами показывать размеры и формы объектов, о которых говорит оратор, использовать указующие жесты для указания местоположения или направления. Автор предлагает для создания артистического эффекта и оживления речевого высказывания использовать подражательную жестикуляцию.

Довольно интересна классификация югославской исследовательницы Р.П. Волос [1972], которая, проанализировав жесты, используемые в русскоязычной коммуникации, выделила девять групп: 1) «я-жесты», выражающие внутреннее состояние человека; 2) «жесты-усилители», употребляющиеся для подтверждения или усиления сказанного (они обычно передают темперамент говорящего и драматизируют обстановку); 3) «количественные жесты», передающие информацию о разных физических величинах, размерах; 4) «жесты защиты», применяющиеся для символической защиты передаваемой или получаемой информации, или же самого человека от постороннего воздействия; 5) «он-жесты», выражающие разные отношения между людьми; 6) «жесты-императивы», требующие перемены обстановки (они повелевают, призывают, приглашают, выражают желательность и т.д.); 7) «жесты-эпитеты», выражающие эмоциональную оценку, передающие чьё-либо мнение; 8) «жесты – выключатели вербальной речи», которые могут нести полную информацию и тем самым выключают вербальную речь, происходит переключение на зрительный перенос информации; 9) «обрядовые жесты», имеющие или имевшие когда-либо обрядовый характер и несущие определенный обряд, церемониал, ритуал.

Данная классификация наглядно демонстрирует роль невербальных компонентов коммуникации в общении, которые могут повторять, дополнять или замещать устную речь.

Роль жестов в коммуникативном акте – такой критерий положен в основу типологии жестов, предложенной Л.А. Капанадзе и Е.В. Красильниковой [1973: 464-469]. Все жесты ими подразделяют на: 1) знаковые (обладающие как планом выражения, так и планом содержания): а) указательные (дейктические) жесты (выделяют, отмечают какую-то часть пространства вокруг говорящего; указать можно взглядом, кивком головы, рукой и т.д.; полностью понимаются лишь в языковом контексте, поэтому сопровождаются часто указательным местоимением (тут, вот, здесь и т.д.); б) изобразительные (иконические) жесты (изображают различные действия человека, форму, положение в пространстве и движение различных предметов и т.д.); в) жесты-символы (имеет абстрактное содержание; понимается в рамках одного национального коллектива; жесты приветствия и прощания, отрицания и утверждения и т.д.); 2) незнаковые: а) ритмические жесты (подчеркивание ритмического рисунка высказывания; не закреплено какое-то определенное содержание; отчасти дублирует интонацию; ритможесты – скандирование ладонью руки (ребром ее), движение руки, сжатой в кулак и т.д.); б) эмоциональные жесты (выступают в роли дублеров соответствующих интонационных структур; подчеркивают недоумение, огорчение, досаду, восторг. радость; «читаются» в соответствии с мимикой лица и интонацией речи).

Г.Е. Крейдлин [2001: 200] выделяет два основных семантических типа жестов: коммуникативные и симптоматические.

1. Коммуникативные жесты – невербальные единицы, несущие информацию, которую жестикулирующий в коммуникативном акте намеренно передает адресату. Это чисто диалогические жесты. Характерным признаком коммуникативных жестов является их привязанность к конкретным актуальным ситуациям. Все коммуникативные жесты делятся на три подкласса:

1) Указательные (дейктические) – содержат в своей семантике указание на участников актуальной ситуации общения, на объект, место или время, релевантные для этой ситуации. Являются самыми древними в жестовой системе любого языка;

2) Этикетные жесты – исполняются в конкретных, строго фиксированных ситуациях в качестве элемента, передающего либо информацию о структуре коллектива, в который включен жестикулирующий, либо информацию о типе разворачивающейся ситуации (жесты приветствия, прощания, застольные, дипломатические и т.д.);

3) Общекоммуникативные жесты – ситуативно нейтральные.

2. Симптоматические жесты свидетельствуют об эмоциональном состоянии говорящего. Занимают промежуточное положение между физиологическими движениями и коммуникативными жестами.

Психосемиотическую классификацию жестов по трем уровням (преимущественно реализуемая в общении функция, денотат, степень условности выражения значения) предложила Е.А. Петрова [1998: 63]

Автор считает целесообразным выделить четыре группы жестов по степени условности выражения значения: указательные, описательно-изобразительные, символические, условные.

Рассматривая жест как знаковое средство, реализующее в общении основные функции, исследователь выделяет: 1) жесты-симптомы выполняют функцию самовыражения По денотату они делятся на жесты, выражающие состояние, процессы и оценку (модальные); 2) жесты-регуляторыреализуют регуляторно-коммуникативную функцию (воздействие на партнера). Эту функцию выполняют фатические (контактоустанавливающие) жесты, коннотативные (жесты поддержания и усиления контакта), эндные (жесты выхода из контакта), побудительные (императивные) жесты; 3) жесты-информаторы – реализуют преимущественно информативно-коммуникативную функцию. К данной категории относятся жесты, несущие информацию об объекте и субъекте.

Интересна точка зрения И.М. Юсупова [1991: 42], который наряду с традиционными группами жестов (коммуникативные, изобразительно-описательные, модальные) рассматривает и четвертую – жесты-сорняки, которые не несут никакой смысловой нагрузки (заламывание рук, пальцев, кистей; одергивание одежды, притоптывание ногой и т.д.).

Рассматривая неречевые средства общения в когнитивном аспекте, мы считаем целесообразным выделить три уровня употребления жестов: 1) сознательный (имея определенную цель, мы достигаем ее благодаря определенному сочетанию слов и жестов; идет так называемая аналитическая работа сознания); 2) бессознательный, неосознанный (жест проделывается на автоматизме, непроизвольно); 3) сверхсознательный (уровень интуиции; «спонтанность, озарение в критические моменты приходит на помощь» (Л.Е. Попов); единственно стоящие жесты – это те, которые возникли экспромтом).

Это далеко не все попытки классифицировать невербальные компоненты коммуникации. Но уже эти примеры свидетельствуют о многообразии подходов к описанию жестов в процессе общения.