31. Раскройте основные идеи когнитивной антропологии.
Когнитивная антропология возникла в середине 1950-х гг. в США. Среди её ярких представителей можно назвать У. Гуденафа, Ф. Лаунсбери, Х. Конклина, Р. Д’Андрада, М. Коула.
Основополагающие теоретические положения:
культура – когнитивный механизм, обеспечивающий аккумуляцию, переработку, трансляцию и продуцирование культурных смыслов;
культуру необходимо исследовать на всех уровнях, как на сознательном, так и на бессознательном;
культуру необходимо рассматривать с антропоцентрической позиции как то, что нельзя постичь без изучения человека;
центральными понятиями становятся «концепт», «культурные модели», «схемы».
Основная проблема – взаимодействие культуры и психик человека.
В качестве методологической основы - просветительский образ культуры; важнейший элемент культуры – мышление, благодаря которому познается окружающий мир, поэтому прогрессивное развитие культур заключается в расширении горизонтов познания, в том, чтобы сделать мир понятным и построить логичную картину мира.
Культура – система символов, организованная в виде набора правил, структурирующих человеческую деятельность; способ организации и осмысления окружающей действительности. Культура уподоблена языку в понимании Соссюра, а деятельность уподобляется речи. Сигналы, поступающие из окружающего мира, оказываются незначимыми до тех пор, пока не подвергаются процессу когниции. Разнородные сигналы группируются в классы, основание для группировки – культурно обусловленные признаки; такие классы суть когнитивные категории, формирующиеся в процессе инкультурации, самая главная роль отводится языку, где заключены все когнитивные категории, значит, язык является объектом анализа когнитивных антропологов.
Общей для всех людей является способность к переработке информации, выражаемая в когнитивной функции; каждый индивид в каждый момент времени располагает интегральным продуктом опыта своих отношений с окружением, т.е. обладает определенной когнитивной моделью, которая упорядочивает сложную совокупность его представлений о внешнем мире и себе.
Когнитивная модель включает в себя 3 измерения:
оценочное (ценности),
дескриптивное (описание объектов),
инструментальное (способы действий).
Такая модель является определенным ориентиром индивидов при выборе активности. Различия индивидуальных, социальных и познавательных опытов ведет к различию их когнитивных моделей.
Первые значительные исследования – Л. ле Лебрюль, «О первобытном мышлении» - теория дологического мышления, для которого характерны эффективная направленность и коллективные чувства, а не умственная деятельность. Такое мышление не избегает противоречий; тесно связано с эмоциями; цель – не объяснить действительность, но освоить ее; опыт не выступает в качестве критерия истины.
М. Мид – изучение детского мышления и мышления архаичных народов, т.е. исследовала становление когнитивных моделей. Выводы на основе собственных многолетних исследований культуры: анимистический/мистический образ мышления не является повсеместно распространенным в традиционной культуре, т.е. мышление ребенка вполне рационально/логично; вера в сверхъестественные существа обусловлена не типом мышления, а особенностями воспитания, т.е. культурой.
3 типа культуры:
постфигуративный (дети учатся у предшественников; наиболее характерен для традиционного общества, изменения происходят медленно и незаметно; главенствующая роль у старшего поколения; все 3 поколения сосуществуют),
кофигуративный (дети и взрослые учатся у своих современников; идеал для подражания – не прошлое, а настоящее; активно действующее поколение передает свои знания и навыки; 3 поколение часто не проживает вместе с детьми и родителями; изменение в образе жизни – большая мобильность),
префигуративный (формируется в середине XX века – неопределенность будущего; проблема различий опыта поколений; родители часто учатся у детей).
Мыслительная деятельность равных народов равнозначна, но направленность различна; адекватное мышление – способность действовать целесообразно, мыслить рационально и вести себя в соответствии с окружающей ситуацией; поэтому тесты, предлагаемые представителям традиционного общества, бесполезны. Отсутствует особый тип дологического мышления.
Особая роль гипотезы Сепира-Уорфа лингвистической относительности.
Г. Виткин – теория когнитивных стилей. Когнитивный стиль определяет особенности восприятия и интеллектуальной деятельности человека. 2 основных когнитивных стиля:
артикулированный (дифференциация окружающей среды, стремление различить явления, которые будут относиться к личности и к окружающему миру) ;
глобальный (окружающая среда воспринимается в ее целостности; носитель глобального стиля не отделяет себя от нее).
Психологическое поле – ситуация, в которой находится индивид, и которая влияет на его поведение. В идеале, артикулированный стиль должен быть независимым от ситуации; представитель глобального же стиля оказывается ведомым ситуацией. Поле зависимости и поле независимости.
Сенсотип – связывает общую направленность культуры с особенностями характеристик конкретного типа личности (западный (символический, визуальный, коммуникативный) и африканский (музыкальный, хореографический) сенсотип). В африканских культурах в процессе социализации личности определяющая роль заключается в танцах и ритуалах. Ведущую роль играет язык ритма, тональный язык, общая ориентированность на музыку. Западный сенсотип – овладение визуальным восприятием – письменные и устные языковые формы.
- Культурная антропология, ее место среди других наук.
- 2) Предмет и объект культурной антропологии. Методы культурной антропологиии.
- Методы культурной антропологии
- 3. Причины и периоды становления культурной антропологии как науки.
- Мировоззренческие.
- Научные причины.
- 4. Понятие «культура» в культурной антропологии. Охарактеризуйте «культурные синдромы».
- 5. Основные положения концепции э. Тайлора.
- 6) Основные положения эволюционизма. Значение идей г.Спенсера и л. Моргана для развития эволюционизма.
- 7. Основные положения диффузионизма. Назовите представителей данного направления и охарактеризуйте взгляды одного из них.
- 8. Охарактеризуйте концепцию культуры р. Бенедикт.
- 9. Понятие «норма» и ее составляющие. Моральные нормы.
- 10) Концепция социальной организации и ее значимость.
- 11. Основные положения теории м. Херсковица как представителя школы культурного релятивизма.
- 12. Проблема классификации этносов
- 13. Понятия «этнос», «этногенез». Приведите пример формирования этноса
- Этногенез
- 14) Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия.
- 15. Исследования «психологии народов». Определение национального характера. Источники информации о нем.
- 16. Понятия «инкультурации» и «социализации» в культурной антропологии
- 17. Назовите основные идеи культурного релятивизма, его положительные и отрицательные
- Основные понятия теории
- Критика направления
- История культурного релятивизма
- 18) Понятие стереотипов и их функционирование.
- 19. Направление «Культура и личность», его представители. Понятия «базовой личности» и «модальной личности».
- 20. Назовите составляющие я-концепции и охарактеризуйте их.
- 21. Назовите формы, способы взаимодействия людей в напряженных ситуациях.
- 22) Основные положения символической антропологии. Концепция символического интеракционизма.
- Символический интеракционизм г.М. Андреева, н.Н. Богомолова, л.А. Петровская
- 23. Постмодернизм и постструктурализм в культурной антропологии. Концепция ж.Деррида.
- 24. Охарактеризуйте структурно-функциональное направление в культурной антропологии и раскройте взгляды одного из ее представителей
- 25. Понятие «неопределенная ситуация» и способы снижения неопределенности.
- 26) Понятие «лингвистическая компетентность», "культурная компетентность"
- 27. Языковые и культурные картины мира.
- 28. Раскройте понятия децентрализации, детерриторизации
- 29. Формирование культурных порядков. Раскройте содержание одного из них.
- 30) Охарактеризуйте волнообразные концепции. Отличие волновых процессов от эволюционных.
- Эволюционные процессы
- 31. Раскройте основные идеи когнитивной антропологии.
- 32. Концепции неоэволюционизма. Экологическая антропология
- 33. Концепция изучения культуры к. Гирца.
- 34. Феминизм и гендерный подход в антропологии.