logo
Antropologia

31. Раскройте основные идеи когнитивной антропологии.

Когнитивная антропология возникла в середине 1950-х гг. в США. Среди её ярких представителей можно назвать У. Гуденафа, Ф. Лаунсбери, Х. Конклина, Р. Д’Андрада, М. Коула.

Основополагающие теоретические положения:

  1. культура – когнитивный механизм, обеспечивающий аккумуляцию, переработку, трансляцию и продуцирование культурных смыслов;

  2. культуру необходимо исследовать на всех уровнях, как на сознательном, так и на бессознательном;

  3. культуру необходимо рассматривать с антропоцентрической позиции как то, что нельзя постичь без изучения человека;

  4. центральными понятиями становятся «концепт», «культурные модели», «схемы».

Основная проблема – взаимодействие культуры и психик человека.

В качестве методологической основы - просветительский образ культуры; важнейший элемент культуры – мышление, благодаря которому познается окружающий мир, поэтому прогрессивное развитие культур заключается в расширении горизонтов познания, в том, чтобы сделать мир понятным и построить логичную картину мира.

Культура – система символов, организованная в виде набора правил, структурирующих человеческую деятельность; способ организации и осмысления окружающей действительности. Культура уподоблена языку в понимании Соссюра, а деятельность уподобляется речи. Сигналы, поступающие из окружающего мира, оказываются незначимыми до тех пор, пока не подвергаются процессу когниции. Разнородные сигналы группируются в классы, основание для группировки – культурно обусловленные признаки; такие классы суть когнитивные категории, формирующиеся в процессе инкультурации, самая главная роль отводится языку, где заключены все когнитивные категории, значит, язык является объектом анализа когнитивных антропологов.

Общей для всех людей является способность к переработке информации, выражаемая в когнитивной функции; каждый индивид в каждый момент времени располагает интегральным продуктом опыта своих отношений с окружением, т.е. обладает определенной когнитивной моделью, которая упорядочивает сложную совокупность его представлений о внешнем мире и себе.

Когнитивная модель включает в себя 3 измерения:

Такая модель является определенным ориентиром индивидов при выборе активности. Различия индивидуальных, социальных и познавательных опытов ведет к различию их когнитивных моделей.

Первые значительные исследования – Л. ле Лебрюль, «О первобытном мышлении» - теория дологического мышления, для которого характерны эффективная направленность и коллективные чувства, а не умственная деятельность. Такое мышление не избегает противоречий; тесно связано с эмоциями; цель – не объяснить действительность, но освоить ее; опыт не выступает в качестве критерия истины.

М. Мид – изучение детского мышления и мышления архаичных народов, т.е. исследовала становление когнитивных моделей. Выводы на основе собственных многолетних исследований культуры: анимистический/мистический образ мышления не является повсеместно распространенным в традиционной культуре, т.е. мышление ребенка вполне рационально/логично; вера в сверхъестественные существа обусловлена не типом мышления, а особенностями воспитания, т.е. культурой.

3 типа культуры:

Мыслительная деятельность равных народов равнозначна, но направленность различна; адекватное мышление – способность действовать целесообразно, мыслить рационально и вести себя в соответствии с окружающей ситуацией; поэтому тесты, предлагаемые представителям традиционного общества, бесполезны. Отсутствует особый тип дологического мышления.

Особая роль гипотезы Сепира-Уорфа лингвистической относительности.

Г. Виткин – теория когнитивных стилей. Когнитивный стиль определяет особенности восприятия и интеллектуальной деятельности человека. 2 основных когнитивных стиля:

Психологическое поле – ситуация, в которой находится индивид, и которая влияет на его поведение. В идеале, артикулированный стиль должен быть независимым от ситуации; представитель глобального же стиля оказывается ведомым ситуацией. Поле зависимости и поле независимости.

Сенсотип – связывает общую направленность культуры с особенностями характеристик конкретного типа личности (западный (символический, визуальный, коммуникативный) и африканский (музыкальный, хореографический) сенсотип). В африканских культурах в процессе социализации личности определяющая роль заключается в танцах и ритуалах. Ведущую роль играет язык ритма, тональный язык, общая ориентированность на музыку. Западный сенсотип – овладение визуальным восприятием – письменные и устные языковые формы.