logo
Antropologia

6) Основные положения эволюционизма. Значение идей г.Спенсера и л. Моргана для развития эволюционизма.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ. ИДЕИ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА

Вплоть до настоящего времени наиболее влиятель­ной научной моделью исторического процесса в куль­турной антропологии является эволюционизм. Он за­дает систематическую схему необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с установленными критериями.

Концепция эволюции была предложена еще Г. Спен­сером. Утверждалось, что необратимые изменения культурных феноменов осуществляются в направлении от относительно неопределенной, бессвязной гомоген­ности к относительно более определенной согласован­ной гетерогенности. Это происходит благодаря посте­пенной дифференциации и интеграции.

Человеческая культура рассматривается как сово­купность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению. Понятие «адаптация» устойчиво сохраняется на протяжении всего существования эволюционизма и особенно ак­тивно используется в настоящее время в эколого-антропологических, «культурно-материалистических» ис­следованиях.

Интерес к эволюционным идеям в мировой науке об обществе и культуре не оставался неизменным. После широкого их распространения в конце XIX — начале XX в. это теоретическое направление стало считаться чуть ли не единственным универсальным для объяснения социокультурных явлений и процес­сов. Однако в начале XX в. оказалось, что существуют многочисленные факты, не поддающиеся эволюцион­ной интерпретации. И по мере продолжения исследо­ваний общества и культуры их становилось все боль­ше. Теория начала утрачивать научный авторитет и постепенно была вытеснена функционалистскими идеями.

Однако, поскольку оба направления базировались на одних и тех же, эволюционных, допущениях о гене­зисе и существовании общества и культуры, функцио­нализм в своем становлении с неизбежностью вышел на концепцию динамики социокультурных процессов и именно в эволюционном ключе.

Интерес к идеям эволюционизма начал возрож­даться в 50-е гг. XX в. Появляются и все шире распро­страняются работы, посвященные установлению ана­логий и связей между биологической и культурной эво­люцией. Немаловажным катализатором этого процесса стало празднование столетия со дня выхода в свет работы Ч. Дарвина «Происхождение видов», ознаме­новавшееся юбилейной дискуссией, посвященной про­блемам эволюции, в Антропологическом обществе США и выходом в свет трехтомника «Эволюция после Дарвина» (1968) и «Эволюция и антропология: оценка за столетие» (1958).

Считается, что эволюционный процесс обуслов­лен действием механизмов адаптации человека к окружению двух типов — биологические и культур­ные. Они относительно независимы друг от друга как по функционированию, так и по последствиям, но со­вместно контролируют параметры отношений людей с их окружением. С их помощью регулируются значения соответствующих переменных (например, обмен ресурсами, информацией, антропогенное давление на среду и т. п.), которые меняются как под влиянием че­ловеческих интенций, так и под давлением средовых факторов. Изменения подразделяются на два основ­ных типа. Во-первых, вариации, под которыми пони­мается тип динамических процессов, не выходящих за границы установившихся параметров системы и не меняющих конфигурации. Таким образом, они нахо­дятся под контролем механизмов поддержания систе­мы. Во-вторых, структурные изменения, предполагаю­щие смену конфигурации параметров или порождение новых переменных, определяющих установившиеся связи социальной системы с окружением. Такие ди­намические процессы находятся под контролем меха­низмов, регулирующих изменчивость системы. Когда изменения параметров выходят из под контроля обоих типов механизмов, система может разрушиться или трансформироваться во что-то другое. Однако этот случай не отождествляется с концепцией биологичес­кой мутации из-за того, что, по определению, биологи­ческие и социокультурные эволюционные механизмы не тождественны.

Обычно принято выделять три типа эволюционных концепций: однолинейная, универсальная и многоли­нейная. Концепция однолинейной эволюции базируется на допущении наличия универсальных стадий после­довательного развития социальных систем (например, классические «дикость — варварство — цивилиза­ция»). Соответственно считается, что на базе широко­масштабных сравнений различных культур можно выделить такие стадии. Идея универсальной эволюции является продолжением традиции Л. Моргана, где последовательность в развитии культуры выводится на самый высокий уровень обобщения с отвлечением от разнообразия условий и черт совместного существо­вания людей. Концептуализация ограничивается лишь универсалиями, не вызывающими возражений характеристиками. Теория многолинейной эволюции связа­на с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития. Сто­ронники этой позиции не стремятся к установлению всеобщих законов эволюции. Они ограничиваются изучением отдельных регионов и построением эмпи­рических обобщений относительно наблюдаемых ис­торических повторов и параллелизмов.

Основания классического эволюционизма

Понятие «эволюции» начало использоваться в Англии в XVII в. для обозначения упорядоченной пос­ледовательности событий, причем такой, в которой выход каким-то образом содержится внутри нее с са­мого начала. Такое употребление понятия отражало превалирующий философский взгляд на природу из­менения. Начиная с Аристотеля в философской среде была распространена вера в то, что вещи изменяются в соответствии с внутренним принципом развития, который считался воплощенным в «семени», или «гер­ме». Эту точку зрения разделяли Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель. Она была ключевой в рациональном объяс­нении динамики форм жизни, начиная с XVIII в., а в XIX в. укоренилась в изучении человеческого обще­ства и культуры. Базу социокультурного классическо­го эволюционизма заложили такие мыслители, как Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган.

Во-первых, была обоснована возможность соци­альной науки. Основоположники эволюционизма стремились объяснять феномены культуры человече­ства в терминах научных законов, поскольку считали её производной естественных причин. Это отличало их от предшественников, которые считали историю человечества последовательностью уникальных со­бытий, не поддающихся объединению в регулярные последовательности. Порождение же этих событий одни объясняли свободой воли, случайностью, а дру­гие — божьим промыслом. К 40-м гг. XIX в. научный метод, столь успешно применявшийся в естествен­ных науках и лингвистике, распространился на изу­чение человеческого общества и культуры. О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Бекль начали, а классические эво­люционисты успешно продолжили работу в этом на­правлении.

Во-вторых, определились источники данных, на ко­торых до сих пор базируется реконструкция культур­ной эволюции. Можно выделить три основных типа таких источников:

— Археологические данные. Они были относи­тельно малочисленными и могли обеспечить материал лишь для предположений об услови­ях жизни преисторического человека. На их ос­нове были разработаны общие гипотезы, ставшие затем исходными допущениями о том, что динамика человеческой культуры характеризу­ется движением от простоты к сложности с точки зрения как социальной организации, так и технологий. Обеспечивая представления о направленности социокультурной эволюции, археологические данные оказались явно недо­статочными для понимания деталей историчес­кого развития человечества.

— Письменные исторические источники. В распо­ряжении исследователей в это время находи­лись богатые документы об изменениях обще­ственной и культурной жизни, происшедших примерно в течение трех тысячелетий. Свиде­тельства истории позволили обнаружить неко­торые общие тенденции культурного развития. Однако пробел, существовавший между пред­ставлениями о предысторическом и историчес­ком этапами человеческой эволюции, оставал­ся незаполненным.

— Непосредственные наблюдения «примитив­ных» обществ. Существовало (и доныне суще­ствует) не доказанное, принимаемое на веру допущение, что дописьменные, племенные со­общества аналогичны тем, что стали в глубо­ком прошлом переходным звеном от предыс­тории к истории человечества. Соответствен­но на основании их изучения исследователи пытались выстроить концептуальные модели самых ранних стадий социокультурной эво­люции.

Названные источники данных использовались произвольно, не в равной мере и не систематически.

В-третьих, к этому времени в исследовании об­щества и культуры утвердился сравнительный метод. К моменту появления антропологии он уже существо­вал в биологии и филологии. И хотя в рамках эволю­ционизма он еще не был систематическим образом сформулирован, в исследовательской практике срав­нения использовались